Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2009. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

К проблеме психологических критериев оценки электронных учебных пособий

Панов В.И. доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ecovip@vail.ru
Крупа Т.В. доктор психологических наук, директор департамента образовательных проектов лаборатории экопсихологии развития, Психологический институт РАО, Москва, Россия, krut@1c.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье ставится проблема разработки психологических критериев для оценки развивающего эффекта электронных учебных пособий (ЭУП). Актуальность этой проблемы вызвана тем, что в настоящее время происходит широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий в российское школьное образование. При этом исходно подчеркивается инновационный и развивающий характер этих технологий, включая ЭУП. Однако экспертиза ЭУП обычно ограничивается оценкой их технических и дидактических аспектов, не затрагивая вопроса о том, в какой мере и действительно ли воспроизводимая в данном ЭУП образовательная технология направлена не только на передачу знаний-умений по предмету, но и на развитие способностей обучающегося. С целью разработки психологических критериев для оценки развивающей направленности ЭУП использованы психологические отличия трех основных образовательных парадигм: дидактической, в рамках которой исходным для построения технологии обучения (и, соответственно, ЭУП), являются содержание и логика научной области, воспроизводимой в форме конкретной учебной дисциплины; дидактико-психологическая, т.е. та же дидактическая парадигма, но с привлечением психологических знаний и методов в виде школьной психологической службы, уроков психологического развития (внимания, памяти, мышления, воображения и др.) и т.п., психолого-дидактическая (психодидактическая), в рамках которой в качестве исходной предпосылки построения технологий обучения выступают собственно психологические принципы и особенности познавательного и личностного развития учащихся, облеченные «в форму» того или иного учебного материала. В этом случае предметное содержание и умения превращаются из цели обучения в средство развития познавательных и/или личностных способностей обучающегося. На основании психодидактического алгоритма экспертизы образовательных технологий и систем, выделены параметры образовательных технологий, которые могут быть использованы в качестве психологических критериев для оценки развивающей направленности ЭУП, и которые легли в основу нашего экспериментального исследования. В статье приводятся: 1) психологические критерии и разработанная на их основе методика (опросник) для экспертизы развивающей направленности ЭУП; 2) результаты пилотажной апробации доработанного варианта данной методики среди учителей предметников российских школ с целью оценки возможности их привлечения в качестве экспертов на дальнейшем этапе исследования по определенному кругу ЭУП

Ключевые слова: психологическая экспертиза, электронные учебные пособия, развивающее обучение, образовательные парадигмы

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.

  2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.

  3. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской Академии образования. М.: Магистр-пресс, 2000, №2. С.60-70.

  4. Панов В.И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития// Мир психологии, 2004, №1. С.33-44.

  5. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

  6. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.

  7. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Российской академии образования. - М., 1999. - С. 49-58.

  8. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. М.: Молодая гвардия. 1997.

  9. Фельдштейн Д.И. Социально развитие в пространстве-времени Детства. – М.: МПСИ, Флинта, 1997.

  10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1970

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика