Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2009. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи

Фирсанова Е.Ю. кандидат психологических наук, Учитель-логопед, ГОУ д/с №577, Москва, Россия, e-firsanova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование посвящено изучению особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 6 – 7 лет. В эксперименте принимали участие 43 ребенка, обучающихся в двух первых классах прогимназии №1811 г. Москвы. В связи с поставленной целью эмпирическое исследование было разделено на три части: изучение уровня речевого развития первоклассников; изучение особенностей адаптации к школе у детей 6-7-ми лет; сопоставление полученных данных диагностики речевого развития с результатами исследования процесса адаптации. Для подтверждения выдвинутой гипотезы о наличии взаимосвязи между особенностями адаптации и уровнем речевого развития экспериментальные данные были подвергнуты статистической обработке, включающей анализ различий полученных количественных характеристик и их корреляционных связей. В результате была выявлена зависимость между успешностью адаптации и речевым развитием. Изучение особенностей адаптации к школе у первоклассников с разным уровнем речевого развития проводилось с помощью беседы, наблюдения, социометрии, методик «Рисунок школы», «Две школы» (модифицированная методика Т. А. Нежновой «Беседа о школе»). Полученные в ходе исследования результаты позволили выделить типы адаптации, отражающие результат процесса, типы нормальной адаптации и типы дезадаптации.

Ключевые слова: адаптация к школе, типы адаптации, типы дезадаптации, нарушения речи, младший школьный возраст

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.

  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М., 1976.

  3. Бадалян Л. О. Невропатология. М., 2001.

  4. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М., 1998.

  5. Волкова Г. А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией // Инновации в российском образовании. М., 2001.

  6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.

  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Сборник методических рекомендаций. Сост.: В.П.Балобанова, Л.Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб., 2001.

  8. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой, И. А Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1993.

  9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.// Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.

  10. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.

  11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984.

  12. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, М., 2001.

  13. Коновалова Н. Л. Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений // Дефектология. СПб., 1994.

  14. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

  15. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

  16. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.

  17. Мастюкова Е. М. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников образования. М., 2001.

  18. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.

  19. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическия готовность ребенка к школе. М., 2001.

  20. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.

  21. Психолог в детском саду. // Под ред. Л.А. Венгер, Е.Л. Агаевой, Р. И Бардиной, В. В. Брофман // Российская академия образования. Исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера, М., 1995.

  22. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях/ Под. ред. Р. В., Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер , А. М. Атанасовой-Вуковой, 1980.

  23. Фирсанова Е. Ю. Исследование мотивов учения у детей 6 – 7 лет с нарушениями речи. // Психология и школа. 2003. №3.

  24. Фирсанова Е. Ю. Влияние родительско-детских отношений на успешность адаптации к школе // Психология и школа. 2005. №2.

  25. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды М., 1989.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика