Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2009. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Изучение связной речи слабовидящих умственно отсталых младших школьников (в сравнении с другими категориями детей) при составлении рассказов-описаний

Исмаилова И.С. Старший преподаватель кафедры психологии и специальной педагогики, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия, ismai-indira@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье раскрывается один из аспектов изучения связной речи слабовидящих умственно отсталых младших школьников в сравнении со сверстниками с нарушенным и нормальным развитием. Связная речь изучалась при составлении рассказов-описаний натурального и изображенного объектов, составления рассказов по сюжетной картинке и событий из собственной жизни. Исследование включало четыре серии опытов, две из них пред-ставлены в данной статье. Анализировались такие компоненты речи, как объем высказываний, лексическая структура, типы предложений, композиционная и логическая структуры текста, в частности, при составлении описательных рассказов, как по натуральному объекту – помидор, так и по предметной картинке – корова. В результате анализа данных экспериментального исследования выявлены особенности в формировании и развитии связной речи у умственно отсталых детей, имеющих зрительный дефект. Проведенный эксперимент показал, что самостоятельное составление рассказа-описания позволяет выявить специфичные отклонения в речевой деятельности различных групп аномальных детей и подтверждает необходимость поисков дифференцированных путей их коррекции.

Ключевые слова: умственная отсталость, слабовидящие, комплексный дефект, мышление, речь, зрительное восприятие, лексический состав

Рубрика: Клиническая и специальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Волкова Л. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей //Дефектология. 1982. № 5.

  2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Т. 2. М., 1982.

  3. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов / Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи / Под ред. Д. Н. Богоявленского. М., 1956. № 78.

  4. Кулагин Ю. А. Особенности зрительного восприятия рисунков слабовидящими детьми // Слабовидящие дети. М., 1967. 

  5. Лонина В. А. Роль мыслительной деятельности при произвольном запоминании рассказов слабовидящими школьниками // Десятая научная сессия по дефектологии. М.,1990.

  6. Лонина В. А. Формирование и развитие обобщений у слабовидящих школьников // Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения. М., 1995.

  7. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978.

  8. Молчановская И. В. Обучение письму и чтению умственно отсталых слепых детей. М., 1988.

  9. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.

  10. Покутнева С. А. Познание через наблюдательность. Уточнение представлений слабовидящих детей об окружающем мире // Дошкольное воспитание. 1983.

  11. Самойлов А. Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии /Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1981.

  12. Свиридюк Т. П. Формирование интереса к учению у слабовидящих школьников. Киев, 1985.

  13. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1997. 

  14. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

  15. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М., 2003. 

  16. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика