Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2009. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Межличностные супружеские отношения и удовлетворенность браком женщин-педагогов, воспитанных в неполных семьях

Бурыкина М.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социального образования , Брянский государственный университет, Россия, mabur03@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье предлагаются некоторые теоретические обобщения достижений в решении проблемы межличностных отношений и удовлетворенности браком в семье. Особое место отводится женщинам-педагогам, воспитанных в неполных семьях. Исследование показало, что большая половина женщин из неполных семей имеют потребность в зависимости от других людей, они нуждаются во внешнем контроле, для них принятие решений – трудная задача. К особенностям выстраивания отношений женщин с мужьями относится их стремление компенсировать имеющиеся недостатки в общении с окружающими людьми, включая своих воспитанников. Неудовлетворенные супружеством женщины независимо от типа семьи очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. Удовлетворенные браком женщины из полных семей чаще, чем супруги из неполных семей, стремятся с окружающими устанавливать близкие эмоциональные отношения. Изучение рефлексивного опыта женщин, обращенного к оценке собственных семейных отношений, станет сильным побудителем в переосмыслении содержания и форм работы с родителями своих воспитанников.

Ключевые слова: Межличностные отношения, супружеские отношения, удовлетворенность – неудовлетворенность браком, полная – неполная семья, супружеские отношения женщин-педагогов из неполных семей

Рубрика: Психология семейных отношений

фрагмент статьи

Межличностные отношения можно представить как действие, которое разворачивается на уровне сознания и в котором их реальная и идеальная формы фактически совпадают (тождественны друг другу), в отличие от внешнего действия, где эти формы разведены. Выделяют три основных вида межличностных отношений.

  1. Познавательные отношения — другой как предмет восприятия, понимания, познания (А. А. Бодалев) [3]. 
  2. Эмоциональные отношения (или аттракции) — другой как предмет симпатии. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств, их соотношения, развития у объекта и субъекта симпатии. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии понимаются внешние характеристики (привлекательность, общительность и т. д.) либо социально-ролевые показатели (статус, профессия, образование, компетентность). 
  3. Практические отношения — другой как предмет воздействия. Г. А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого: 1) объектная (или императивная); 2) субъектная (манипулятивная); 3) субъект-субъектная (диалогическая или развивающая) [4].

Супружеские отношения – это отношения двух взрослых людей противоположного пола, не состоящих в близких родственных отношениях и добровольно выбравших друг друга для совместной жизни и личностного развития каждого. В рамках семейных взаимодействий – супружеские отношения имеют общий признак: высокая степень удовлетворенности базовых потребностей всех членов семьи в процессе успешного общения. Также им присущи максимально адекватное восприятие друг друга и взаимопонимание, совпадение ценностей, совместные идеи, мысли у супругов, родителей и детей, гармоничное распределение власти (эгалитарность или ответственность мужа за семью), терпимость к разногласиям, открытость в обсуждении.

Немногие авторы обращались к проблеме исследования супружеских отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Исследуя различные подходы к интерпретации понятия «удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нет единой точки зрения на данную проблему.

Удовлетворенность рассматривается и как рефлективная оценка прошлого и настоя-щего положения дел (М. Аргайл), и как стимул, обладающий приятными или желательными свойствами, определяющийся операционально как источник удовлетворения, как стимул, к которому организм стремится или научается некоторому поведению, чтобы его получить (Э. Торндайк).

Л. Б. Шнейдер, анализируя основные подходы к проблеме удовлетворенности браком, уточняет, что для человека, как существа социального, центральной потребностью стала потребность в присоединенности, т. е. побуждении завязывать отношения, гарантирующие позитивные постоянные взаимодействия. Основной способ удовлетворить свою потребность в присоединенности — это вступление в брак [7].

Удовлетворенность браком является одним из параметров, характеризующим супружеские отношения. С этим мнением согласны достаточное число исследователей личностных и внутриличностных факторов удовлетворенности браком: Ю.Е Алешина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И Захаров, Г. Навайтис, Н. Римашевская, Д. Ванной, Л.Б. Шнейдер, и др. Исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество супружеских взаимоотношений. Нормальные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствия друг другу во всех видах внутрисемейных взаимодействиях.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс… канд. психол. наук. М., 1995.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.

  3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1.

  4. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.

  5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

  6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой, Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова. М., 2002.

  7. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений // Курс лекций. Учебное пособие для студентов – психологов. М., 2000.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика