Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2009. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Проблема детского понимания смерти

Гаврилова Т.А. кандидат психологических наук, Заведующая кафедрой практической психологии, Уссурийский Государственный Университет, Россия, tgavrilovaster@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлен обзор англо-американских исследований детского понимания смерти, имеющих шестидесятилетнюю традицию. Рассматривается проблема возрастных стадий в усвоении детьми естественно - научного понятия о смерти (S. Antony, M. Nagy, A. Gessell) и факторов его становления в онтогенезе (А. Mauer, M. McIntire, I. Orbach, G. Koocher, S. Shonfield, S. Smilansky, V. Slaughter, E. White). Обосновывается отход от представлений о наличии последовательных возрастных стадий в этом процессе. Отмечается наметившийся в последние годы переход от методик исследований типа наблюдений за играми детей или открытых вопросов к более стандартизированным методикам, позволяющим получать сопоставимые результаты. Обобщаются данные о результатах изучения содержании «зрелого» понимания смерти как совокупности таких субпонятий, как «необратимость» (невозможность оживления), «отсутствие функционирования» (невозможность телесной и ментальной активности), «универсальность» (всеобщность, неизбежность и непредсказуемость смерти) и «причинность» (абстрактное и реалистическое понимание причин смерти). Выделяется проблема становления понимания личной смертности и характеризуются подходы к ее решению, ни один из которых к настоящему времени не получил еще достаточного обоснованием

Ключевые слова: понимание смерти, психология развития, субпонятия естественно-научного понятия о смерти, этапы и факторы становления детского понимания смерти, «ухудшение» естественно-научного понимания смерти по мере взросления, психологические защиты

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1.

  2. Варава В. В. Современная российская танатология (опыт типологического описания) [Электронный ресурс] // Credo new. 2005. № 3. Режим доступа: http://www.credonew.ru/credonew/03 05/2htm

  3. Демичев А. В. Философские и культурологические основания танатологии. Автореф. дисс… докт. филос. СПб., 1997.

  4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.

  5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

  6. Фрейд З. Страх. М., 1927

  7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000.

  8. Antony S. The discovery of death in childhood and after. N.Y., 1972.

  9. Barrett C., Behne T. Children’s understanding of death as the cessation of agency: a test using sleep versus death // Cognition. 1–16 // Mode acess.: www.elsevier.colocate/COGNT. 2004.

  10. Bering J. M. The folk psychology of souls // Behavioral and brain sciences. V. 29.

  11. Bering J. M. Bjorklund D.F. The natural emergence of reasoning about the afterlife as a developmental regularity// Devel. Psychol., 2004.

  12. Corr C. A., Corr D.M. (Eds.) Handbook of childhood death and bereavement. N.Y., 1996.

  13. Gessell A., Ilgs F. L., Ames L.B. The child from 5 to 10. N.Y., 1977.

  14. Grollman E. A. Bereaved children and teens: A support guide for parents ans professionals. Boston, 1995.

  15. Elkind D. Egosentrism in adolescence // Child Development. V. 13., 1967.

  16. Encyclopedia of death / Ed. By R.Kastenbaum a. B.Kastenbaum. Phoenix (Ariz) : Oryx Press,1989.

  17. Harris P. L., Gimenez M. Children’s acceptance of conflicting testimony: The case of death // J. of Cognition and Culture. 2005. V. 5.

  18. Kane B. Children’s concept of death // J. Gen. Psychol. 1979. V. 134.

  19. Kenyon B. L. Current research in children's conceptions of death: A critical review // Omega. J. Death and Dying. N 1. 2001.

  20. Koocher G.P. Childhood, death and cognitive development // Devel. Psychol. 1973. V.9.

  21. Lonetto R.,Templer D. I. Death anxiety. N.Y., 1986.

  22. Mauer A. Maturation of concepts of death // Brit. J. Medicine and Psychol., 1966. V.39.

  23. McIntire M.D., Angle C.R., Struempler L.I. The concept of death in Midwest children and youth //Am. J. Diseases of Children. 1972. V. 123.

  24. Nagy M. The child’s view of death // J. Gen. Psychol. 1948. V.73. 

  25. Nitschke R., Humphrey G.B., Sexauer C.L., Wunder S., Jay S.M. Therapeutic choices made by patients with end-state cancer // J. of Pediatrics. 1982. V.101. 

  26. Noppe L. D., Noppe I. C. Dialectical themes in adolescent conceptions of death // J. Adolesc. Res. 1991. V. 6. 

  27. O’Halloran C.M., Altmaier E.M. Awareness of death among children: does a life-threatening illness alter the process of discovery // J. Counseling & Devel. 1996. V.74. 

  28. Orbach I., Gross Y., Glaubman H., Berman D. Children`s perception of various determinants of death concept as function of intelligence, age, anxiety // J. Clinic. Child Psychol. 1986. V.15.

  29. Pfohl W., Jimerson S. R., Lasar P. J. Development aspects of psychological trauma and grief // Brock S. E., Lazarus P. J., Jimerson S. R. (eds.). Best practices in school crisis prevention and intervention. Bethesda, MD: Nat. Ass. School Psyhol., 2002.

  30. Reilly T. P. , Hasazi J.E., Bond L.A. Children's Conceptions of Death and Personal Mortality // J. Pediatric Psychol. 1983. V. 8(1). http://jpepsy.oxfordjournals.org/cgi/content/abstract/8/1/21.

  31. Rucker N., Green V. The myth of the invulnerable self of adolescence // Am. J. Psychoanalysis. 1995. V. 55. N 4.

  32. Shonfield D.J. Kappelman M. The impact of school-based education on the young child`s understanding of death // Devel. Behaviral Pediatrics. 1990. V.11.

  33. Shonfield D. J. Smilansky S. A cross-cultural comparision of Israel and American children`s death concepts// Death studies. 1989. V.13.

  34. Slaughter V., Jaakola R., Carey S. Constructing a coherent theory: Children’s biological understanding of life and death // M. Siegal & C. Peterson (eds.). Children’s understanding of biology, health, and ethics. Cambridge, 1999. 

  35. Slaughter V., Lyons M. Learning about life and death in early childhood // Cognit. Psychol. 2003. V. 46. 

  36. Smilansky S. On death: Helping children understand and cope. N.Y., 1987. 

  37. Speece M. W., Brent S. B. Children’s understanding of death: A review of three components of death // Child Devel. 1984. V.55. 

  38. Speece M. W., Brent S. B. Development of childhood understandings of death // Corr C. A.,Corr D.M. (eds.). Handbook of childhood death and bereavement. N. Y., 1996. 

  39. Wass H. Death in the lives of children and adolescence // Dying: Facing the facts / ed. by H. Wass and R. A. Neymeyer. 3d ed. Washington.: Taylor & Francis, 1995. 

  40. White E., Elson B., Prawat R. Children’s conception of death. // Child Devel. 1978. V. 49.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика