Психологическая наука и образование psyedu.ru 2009. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)
Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого
Нуркова В.В. доктор психологических наук, доцент, факультет психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, факультет специальной психологии МГППУ, Москва, Россия, Nourkova@mail.ru Масолова Г.Ю. выпускница факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва, Россия
В статье излагаются результаты эмпирического исследования, в котором обнаружены связи между особенностями психологического облика взрослого и характеристиками воспоминаний о детстве. Полученный факт интерпретируется как результат двустороннего взаимодействия реально пережитого опыта детства с механизмами селективности психики взрослого, отбирающими для актуального использования те воспоминания, которые согласуются со сложившейся структурой личности. Показано, что воспоминания о детстве обладают интраиндивидуальной стилевой устойчивостью, описываемой по параметрам готовности включения в коммуникацию, частоты использования, локализации источника воспоминания, яркости, количеству включенных в описание персонажей, а также насыщенности и знаку эмоционального компонента. Включение события «мое рождение» в графическое изображение прошлого связано с высоким уровнем эмоциональной устойчивости и удовлетворенности и с низким уровнем внутреннего конфликта. Люди, которым спонтанно доступны более ранние воспоминания, характеризуются высоким саморуководством и самоценностью при низком уровне внутреннего конфликта. Люди, чьи воспоминания о детстве включают преимущественно позитивные эмоции, уверены в хорошем отношении окружающих, эмоционально устойчивы, отличаются высоким самоконтролем. Резко негативная эмоциональная окраска воспоминаний о детстве связана с низким уровнем самопринятия и тенденцией к реализму и избеганию иллюзий. Обнаружено оптимальное число персонажей воспоминания о детстве (2 – 4), отклонение от которого связано с низким уровнем отраженного самоотношения, изоляцией от социального окружения и высоким уровнем внутреннего конфликта. Продемонстрировано, что люди с высоким уровнем развития произвольности способны к регуляции своего эмоционального состояния за счет актуализации последовательности воспоминаний с выбранным эмоциональным знаком.
Ключевые слова: воспоминания о детстве, автобиографическая память, самоотношение.
Farrant K., Reese E. Maternal style and children’s participation in reminiscing: Stepping stones in children’s autobiographical memory development // Journal of Cognition and Development. 2000. № 1.
Fivush R., Vasudeva A. Remembering to relate: Socioemotional correlates of mother–child reminiscing // Journal of Cognition and Development. 2002. № 3.
Hayne H. Earliest memories in Maori New Zealanders // Memory. 2000. V.8. № 6.
Wang Q. Infantile amnesia reconsidered: A cross-cultural analysis // Memory. 2003. №11.
Reese E., Brown N. Reminiscing and recounting in the preschool years // Applied Cognitive Psychology. 2000. № 14.