Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

К вопросу о преподавании психологии в школе. Исторический анализ

Толстых И.Э. аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, efikrol@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Данная работа посвящена историческому анализу преподавания психологии в школе в России ХХ века. После краткого анализа исторической эпохи и ситуации с преподаванием психологии в старшей школе мы смогли выделить три исторических этапа: дореволюционный (1900−1917), Послевоенный (1946−1970) и Современный (1990−2000-е…). Далее мы подробно рассмотрели каждый из них: для первого и второго этапов − наиболее популярные учебники того времени авторов Г. И. Челпанова, А. П. Нечаева (дореволюционный), Б. М. Теплова (послевоенный), в которых показаны основные причины, почему психология исключалась и вновь включалась в учебные планы. Для третьего этапа дан общий анализ современной ситуации преподавания психологии, выделены две основных концепции преподавания – фундаментальная (предметно-ориентированная) и личностная. На основании проделанной работы предложена схема для анализа существующих в настоящее время программ преподавания психологии в школе, которая предполагает анализ всех ключевых моментов в изучении психологии, начиная от внешних аспектов (оформление, оценивание), заканчивая глубоким внутренним содержанием (концепция преподавания).

Ключевые слова: преподавание психологии, программы психологии, схема анализа программ

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Блонский П. Результаты анкеты по вопросы о постановке преподавания психологии в средней школе. М., 1910.

  2. Вопросы школьного курса психологии в свете учения И. П. Павлова Под ред., Б. М. Теплова. М., 1951.

  3. Гордеева И.Э. Принципы построения школьного курса психологии. /Психология образования: проблемы и перспективы (материалы Первой международной научно-практической конференции). М., 2004.

  4. Гордеева И. Э., Кутузова Д. А. К проблеме преподавания психологии в школе // Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования. М., 2003.

  5. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий. // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

  6. Нечаев А. П. Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений. СПб., 1911.

  7. Нечаев А .П. Учебник психологии для средний учебных заведений с 37 рис. в тексте, 60 задач и с описанием простых психологически опытов. М., 1915.

  8. Никольская А. А., Нечаев А. П.: Жизненный и творческий путь// Вопросы психологии. 1997. № 2.

  9. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000

  10. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2.

  11. Теплов Б. М. Психология./ Учебник для средней школы. М., 1953.

  12. Теплов Б. М. Психология./ Учебник для средней школы. М., 1946.

  13. Челпанов Г. И. Психология, философия, образование // Избранные психологические труды. М., 1999.

  14. Челпанов Г. И. Учебник психологии (для гимназий и самообразования). М., 1916.

  15. Челпанов Г. И. Биография. URL:http://www.ido.edu.ru/psychology/psychogenetic/biograf105.html

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2016 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика