Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе

Громыко Ю.А. аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, Москва, g.ulchatai_@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена изучению взаимосвязи психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе, т.е. изучению связи социального успеха первоклассника в его взаимоотношениях со сверстниками и с педагогом со степенью его готовности к школе по традиционно-познавательным критериям. Готовность первоклассника к школе определялась в начале учебного года с помощью традиционной системы психологических методик, а также заполняемой учителем «Карты первоклассника». В конце учебного года с первоклассниками проводилось социометрическое обследование в параметрической постановке, по результатам которого вычислялись индексы положительного и отрицательного социометрического статуса каждого ребенка. Полученные экспериментальные данные были обработаны с помощью пакета программ SPSS. Было выявлено следующее обстоятельство: для того, чтобы именно в психологическом плане аргументировано судить о степени готовности ребенка к школе, принципиально недостаточно ограничиваться диагностикой уровня развития лишь традиционно анализируемой познавательной сферы – не менее значимым компонентом готовности ребенка к школе является социально-психологическая составляющая.

Ключевые слова: готовность первоклассника к школе, статусная позиция первоклассника, социометрический статус, корреляционный анализ.

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968.
  2. Бугрименко Е. А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск, 1992.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994.
  4. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М., 1970 .
  5. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. №2.
  6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. М. 1980.
  7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1986.
  8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  9. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994.
  10. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  11. Кондратьев М.Ю. Ученические группы // Психология: Учебник для педвузов / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2002.
  12. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  13. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  14. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой. М., Воронеж, 2001.
  15. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998.
  16. Мухина В. С. Что такое готовность к учению? // Семья и школа. 1987. №4.
  17. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.
  18. Учимся общаться с ребенком / Под ред. А.В.Петровского, А.М.Виноградова. М., 1999.
  19. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд. М., Воронеж, 1997.
  22. Burleson B., Applegate J., Burke J., Clark R., Deli J.a and Kline S. Communicative Correlates of Peer Acceptance in Childhood. Communication Education. 1986. Vol. 35.
  23. Dodge K. and Feldman E. Issues in Social Cognition and Sociometric Status // S.Asher and J.Coie (Ed.). Peer Rejection in Childhood. Cambridge, 1990.
  24. Fabes R. and Eisenberg N. Young Children's Coping with Interpersonal Anger//Child Development. 1992. Vol. 63.
  25. Hatzichristou C. and Hopf D. A Multiperspective Comparison of Peer Sociometric Status Groups in Childhood and Adolescence//Child Development. 1996. Vol. 67.
  26. Ollendick T.H., Weist M.D., Borden M.C. and Greene R.W. Sociometric Status and Academic, Behavioral, and Psychological Adjustment: A Five-year Longitudinal Study// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1992. Vol. 60.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика