Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Роль среднестатусных подростков в формировании и поддержании нормативной структуры группы

Кислая И.В. аспирант кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, ikislaya@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье рассматривается взаимосвязь статусов учащихся среднеобразовательной школы подросткового возраста и усвоения, поддержания ими групповых норм в школьном классе. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что подростки среднего статуса являются основными носителями групповых норм в учебной группе и именно они поддерживают внутри группы стабильность норм. В исследовании приняли участие 29 учащихся ГОУ СОШ №1716 «Эврика – Огонек» в возрасте 12 лет: 12 девочек и 17 мальчиков. Был использован комплекс социально-психологических методик: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, аутореферентометрия, прием определения неформальной групповой структуры власти, модифицированный опросник К.М.Гайдар. В результате исследования выявлена специфика усвоения и поддержания различных видов групповых норм в каждом равностатусном слое учащихся подросткового возраста. Исследование показало также, что наиболее стабильным в плане удержания и трансляции групповых норм всего класса (учебной группы) является слой среднестатусных подростков.

Ключевые слова: подростки, учебная группа, взаимодействие, групповые нормы, статус

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. №1.
  2. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003. №6.
  3. Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: Дисс. … канд. психол. наук. Курск, 1994.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). Минск, 1976.
  5. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1976.
  6. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  7. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  9. Сачкова М.Е. Статусно-ролевые отношения и интрагрупповое структурирование в ученических группах: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика