Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности интрагруппового структурирования в старших классах, претерпевших композиционное изменение

Ковалева В.В. аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, kovalevavv@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье рассмотрены особенности интрагруппового структурирования в X классах общеобразовательной школы, претерпевших композиционные изменения разной степени. С опорой на экспериментальные данные продемонстрировано следующее: мнение педагогов-практиков, что изменение композиции школьного класса на рубеже девятых-десятых годов обучения является негативным фактором, с социально-психологической точки зрения является ошибочным. Более того, в том случае, когда композиционные изменения класса оказываются незначительными, его интрагрупповая структура приобретает «застойный» характер, позиции высокостатусных «старожилов» еще более укрепляются, а «новички» практически не получают шанса для выстраивания сколько-нибудь благоприятной межличностной карьеры. В том же случае, когда композиционные изменения класса носят кардинальный характер, его интрагрупповая структура качественно перестраивается, высокостатусные «старожилы» оказываются вынужденными по-новому завоевывать свое право на приоритетно-властную внутригрупповую позицию, а «новички» получают возможность занять статусно благополучное место в новом, по сути, ученическом сообществе.

Ключевые слова: ученическая группа, интрагрупповая структура, социальная и межличностная ситуации развития, аттракция, референтность, неформально-властные отношения, личностное развитие

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970.
  2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.,1984.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М., 2001.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. М., 2008.
  5. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1983.
  6. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  7. Личность в психологическом эксперименте: Сборник научных трудов / Под ред. А.А.Бодалева, Е.В.Шороховой. Л., 1973.
  8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. М., 1992.
  9. Фрнселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика