Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Освоение принципа рефлексии в системе развивающего обучения

Алексеева Л.Н. кандидат психологических наук, заместитель директора, научно-исследовательский институт Инновационных стратегий развития общего образования, Москва, alexlada3@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Предметом статьи является рефлексивный принцип в педагогической практике развивающего обучения. В центре внимания – соотношение мышления и деятельности, прежде всего вопрос о переходе от деятельности к мышлению, осуществляющемся на основе рефлексивных механизмов. Анализируются различные модели рефлексивного процесса и обсуждаются основания для формирования различений, описывающих типы и структуру рефлексивного процесса. Исследуются возможности функционализации рефлексии в учебном процессе. Рефлексивные процессы, осуществляемые в коллективно распределенной работе учителем и учеником, показываются как связанные, но не совпадающие друг с другом. Рассматриваются уровни рефлексивного процесса: простое описание осуществленной деятельности в заданных педагогом различениях; формирование собственных мыслительных средств для описания конкретного действия в целях его преобразования; рассмотрение действия в пространстве социо-культурных образцов деятельности. Анализируется подход к сложным личностным характеристикам рефлексивного процесса в концепциях В.В.Давыдова, Н.Г.Алексеева, Ю.В.Громыко.

Ключевые слова: рефлексия, мышление, деятельность, мыследеятельность, деятельность учения, деятельность обучения, учебная ситуация, метапредметы.

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Щедровицкий Г.П. О возможных путях исследования мышления как деятельности //Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3.
  2. Алексеев Н.Г.  Проектирование условий развития рефлексивного мышления  (Диссертация в виде научного доклада на соискание  ученой степени доктора психологических наук). М., 2002.
  3. Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л. С. Выготского. М., 1996. 
  4. Громыко Ю.В. Метод В.В.Давыдова. Учебная книга для управленцев и педагогов.  М., 2003.
  5. Гуружапов В.А. О родовом субъекте и рефлексии больших и маленьких людей. К 80-летию В.В.Давыдова // Психологическая газета. 2010. №8 (http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/23582.php).
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.  М., 1986.
  7. Зарецкий  В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1985.
  8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология.  М.,2007.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика