Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации в пубертатном периоде

Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии МГППУ, Московский Городской Психолого-педагогический Университет, Москва, dvorian@gmail.com
Носов С.С. аспирант кафедры общей психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет, Москва, Россия, nosov.ss@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты изучения взаимосвязи психологических защит и полоролевой идентификации в пубертатном периоде с целью исследования гендерных особенностей психологических защит у подростков. Были выдвинуты предположения о том, что существуют выраженные половые различия в использовании защитных механизмов в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрастах, а также о том, что существуют полотипические виды защит, которые чаще всего используются представителями мужского и женского пола независимо от их возраста – они связаны с усвоением аспектов полоролевой идентификации. В исследовании приняли участие 247 учащихся средних школ (54% мужского пола, 46% женского пола) в возрасте от 11 до 17 лет. Основную группу составили 147 учащихся IV классов, средний возраст 12 лет (60% мужского и 40% женского пола). Испытуемые обследовались каждый год в течение двух лет. На начальном этапе исследования в качестве групп сравнения были привлечены 50 учащихся IX классов, средний возраст 14,5 лет (50% мужского и 50% женского пола) и 50 учащихся XI классов, средний возраст 16,5 лет (50% мужского и 50% женского пола). В результате исследования была выявлена половозрастная специфика функционирования психологической защиты в пубертатном периоде и показано, что половые различия в использовании психологических защит могут иметь свои типичные проявления и быть детерминированными как биологическими особенностями индивида, так и аспектами усвоения полоролевой идентификации.

Ключевые слова: психологические защиты, половые различия, полоролевая идентификация, подростки, маскулинность, фемининность.

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: Дис. …  канд.  психол. наук.  М., 2007.
  2. Носов С.С., Дворянчиков Н.В. Психологический пол в динамической системе психической адаптации // Сексология и сексопатология. 2004. № 1. 
  3. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6.
  4. Соловьева А.В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: Автореферат дис. ... канд.  психол. наук. М., 2009.
  5. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности  в юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук. СПб.,  2001.
  6. Cramer P. The Study of Defense Mechanisms: Gender Implications. The Psychodynamics of Gender and Gender Role. Washington, D.C., 2002.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика