Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Планирование как центральный компонент теоретического мышления

Исаев Е.И. доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе, Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена анализу истории и современному состоянию исследований планирования как компонента теоретического мышления. Выделяются основные этапы исследования планирующей функции мышления в научной школе В.В.Давыдова и проводится их анализ. Обосновывается положение о недопустимости сведения внутреннего плана действий к действию в плане представления. Утверждается перспективность исследования планирования как центрального компонента и как важнейшей функции теоретического мышления. Излагаются результаты исследований планирования как компонента теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Подчеркивается экспериментально установленный факт необходимости предварительного анализа исходных отношений задачи как основы планирования и рефлексивного анализа потенциально возможных систем действий при теоретическом способе решения задач. Выявляются условия и механизмы развития планирующей функции мышления школьников. Намечаются перспективы дальнейших исследований планирования как центрального компонента теоретического мышления.

Ключевые слова: теоретическое мышление, внутренний план действий (ВПД), планирование, внутренняя связь планирования, анализа и рефлексии, условия и механизмы развития планирующей функции мышления.

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I–X классов // Вопросы психологии. 1983. № 1.
  3. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2.
  4. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
  5. Марокова М.В. Формы, уровни и динамика планирующей функции мышления у младших подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2010.
  6. Медведев А.М., Нежнов П.Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии. 1989.  № 5.
  7. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  8. Федекин И.Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования // Вестник МАРО. 2000. № 7.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика