Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Психологическая основа компетентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования

Локалова Н.П. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, alokal@migmail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена актуальной проблеме современной школы: ее новой – компетентност-ной – парадигме. Компетентность школьников определяется как характеристика их ин-дивидуальных психологических ресурсов, включающих (1) определенным образом орга-низованную систему знаний и (2) интеллектуальный потенциал учащихся. Подчеркива-ется, что для успешной реализации компетентностного подхода в школьном образовании необходимы разработка научно обоснованного структурно упорядоченного предметного содержания, которое одновременно с усвоением знаний обеспечивало бы и развитие ин-теллектуальных возможностей учащихся, – путь «сверху», а также проведение специальной работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, образующих структуру интеллекта человека на основе когнитивного синтеза, – путь «снизу».

Ключевые слова: компетентностная парадигма школьного образования, психологические ресурсы школьников, двунаправленность когнитивного синтеза, программа когнитивного развития, закон системной дифференциации, процессы анализа и синтеза.

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Битянова М. Триумфальное возвращение // Школьный психолог.2007. №23.
  2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000.
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2007.
  4. Кленова Т.В., Ястребов Л.И. Результаты PISA-2006. Обладают ли 15-летние учащиеся необходимой естественнонаучной грамотностью для полноценного функционирования в обществе? //Интернет-ресурс: http://vio.fio.ru/vio_55/cd_site/Articles/art_3_8.htm.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный  подход в образовании //Школьные технологии.2004. №5.
  6. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла //Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М. –Воронеж, 2004.
  7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов: В 2 ч.: 4-е изд. М., 2008.
  8. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования. //Вопросы психологии. 2003. №1.
  9. Образование в России по материалам PISA //Интернет-ресурс: http: //www.abitura.com/man/pisa.html.
  10. Поливанова  К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. М., 2008.
  11. Ступницкая М. Учимся работать над проектами// Школьный психолог. 2007. №23.
  12. Ушаков К. Почему новые идеи в школах приживаются с трудом?// Первое сентября. 2007. №22.
  13. Фролова Е.С. Изучение уровня когнитивного развития учащихся IV класса, обучающихся по разным школьным программам: Дипломная работа / Науч. рук.  Н.П.Локалова / МГОПУ им. М.А.Шолохова. М.,2006.
  14. Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание или функциональная грамотность: проблема приоритетов в сфере школьного образования. //Психология и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М., 2008.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.,2002.
  16. Цукерман Г. Пизанская башня отечественного образования //Школьный психолог. 2008. №3.
  17. Чуприкова  Н.И. Психологический смысл системы Л.В.Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М., 2001.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика