Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения

Шахова Е.Д. аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, jenyok@list.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. Автором было проведено исследование, цель которого – выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы использовалось следующее предположение: существует несоответствие выбора индивидуального набора предпрофильных курсов в IX классе выбору последующих профилей обучения в X–XI классах, и отсутствие этого несоответствия у не готовых к выбору учащихся может повлиять на изменение индивидуально-образовательного маршрута, которое в дальнейшем может привести к профессиональному выбору, не отвечающему собственным желаниям и способностям учащегося. В частности, было предположено, что в наибольшей степени это несоответствие проявляется у неуспевающих учащихся и что различается отношение к такому несоответствию самих школьников, их учителей и родителей: школьники относятся к этому больше позитивно, а учителя и родители – негативно. В исследовании приняли участие 120 человек (учащиеся X –XI классов профильных школ, их родители и учителя). Для проверки гипотез использовались профориентационные диагностические методики, личностные опросники и анкетирование. Результаты исследования подтвердили возможность искажения индивидуально-образовательного маршрута, поскольку существуют категории учащихся, которые, считая необходимым совпадение предпрофильных курсов и профильного обучения, сужают возможность осуществления большего количества предпрофильных проб (получения разнообразного опыта), а, следовательно, более осознанного и самостоятельного выбора в соответствии со своими желаниями и способностями.

Ключевые слова: профориентация, профильное обучение, предпрофильная подготовка, профиль, профильная ориентация, профильные образовательные курсы, элективные курсы.

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М., 2006.
  2. Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели шкoл // Наука и школа Татарстана. 2002. № 8.
  3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб, 2004.
  4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. 
  5. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование.  2003. № 3.
  6. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников:  Книга для учителя и социального педагога / Под редакцией С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Родичева. М., 2004.
  7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., 2005.
  8. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М., 2005.
  9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.
  10.  Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образования. М., 2003.
  11.  Рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год (Приложение к письму Министерства  образования РФ от 28.08.2003 № 03-51-156 ин/13-03).
  12.  Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13).
  13.  Хейзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М., 2007.
  14.  Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика