Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Ресурсы субъектности в подготовке бакалавров по педагогическому направлению

Жуланова И.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоград, Россия, amm@t-k.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье обсуждаются представления о развивающем характере обучения и о возможностях становления субъекта учебной деятельности и учебно-профессиональной деятельности. В центре обсуждения понятия «субъект» и «субъектность». Соотносятся общепсихологическое понимание деятельности и ее субъекта, с одной стороны, и представления об учебной деятельности в школе в понимании Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.С.Библера и учебно-профессиональная деятельность в вузе, с другой стороны. Обсуждается возможность проектирования условий становления субъектности в вузовском образовании на основе идей развивающего обучения (системы Эльконина–Давыдова), а также на основе представлений Б.Д.Эльконина об акте развития, в первую очередь – о функции посредничества. Посредничество рассматривается как особая работа педагога, подчиненная задаче соотнесения актуального способа действования обучающегося с существом идеальной формы действования. Эффективность посредничества в решении этой задачи предлагается определять путем выявления актов преодоления наличного режима функционирования. Симптомом такого преодоления, согласно Л. С. Выготскому, выступает актуализация «понятия, ставшего аффектом».

Ключевые слова: развивающее обучение, учебная деятельность, субъект, субъектность, учебное сотрудничество, личностно ориентированное образование, посредничество, акт развития.

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.
  2. Борцова А.Н., Макарова И.А., Сорокина Г.В. Понятие «полисубъект» в теории и практике образования // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. трудов. Вып. 17. Волгоград, 2004.
  3. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 2005. № 2.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  6. Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С.Выготского: результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 2.
  7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002.
  8. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6.
  9. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2006.
  10. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996.
  11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М., 2002.
  12. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  13. Сергеев Н.К. Борытко Н.М. Становление субъектности специалиста в воспитательном пространстве непрерывного профессионального образования // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. трудов. Вып. 15. Волгоград, 2003.
  14. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994.
  15. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическая наука и образование. 2006. № 4.
  16. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.
  17. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  18. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М., Воронеж, 2005.
  19. Фрумин И.Д., Башев В.В. В поисках подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
  20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  21. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2005.
  22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика