Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2010. № 5.
ISSN: 2074-5885 (online)

Нарративная терапия: реализация практики уважения

Москвичев В.В. руководитель, Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», Москва, Россия, moskslav@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлено одно из наиболее динамично развивающихся направлений в современной психотерапевтической практике – «нарративный подход к терапии и работе с сообществами». Его основатель – Майкл Уайт (1949 – 2008), жил и работал в Австралии. Данный подход ассоциируют с идеями постмодернизма, постструктурализма, социального конструкционизма. Подчеркивается, что нарративная практика – это стремление найти уважительный, необвиняющий подход к консультированию и работе с сообществами, который рассматривает людей как экспертов в своей собственной жизни и видит проблемы отдельными от людей. В его основе лежит нарративная метафора, в соответствии с которой жизнь людей представляется в виде множества событий, которые объединяются ими в определенные последовательности, разворачивающиеся во времени. Так возникают истории, через призму которых события наделяются смыслом, и возникает сюжет истории. Когда люди сталкиваются с проблемами, их истории часто приобретают проблемно-насыщенный характер и начинают доминировать в жизни. Цель нарративного практика – помочь людям увидеть в своем жизненном опыте альтернативные, более предпочитаемые истории и себе и своей идентичности.

Ключевые слова: нарративный подход к терапии и работе с сообществами, постмодернизм, постструктурализм, социальный конструкционизм, экстернализация, пересочинение (reauthoring).

Рубрика: Психотерапия

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М., 2000.

  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.

  3. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Мн., 2003.

  4. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы. М., 2004.

  5. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. М., 2010.

  6. Уинслэйд Д., Монк Д. Нарративная медиация: новый подход к разрешению конфликтов. М., 2009.

  7. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. М., 2001.

  8. Morgan A. What is narrative therapy?: an easy-to-read introduction. Adelaide, 2000.

  9. White M. Reflections on Narrative Practice: Essays and interviews. Adelaide, 2000.

  10. White M., Epston D. Narrative Means to Therapeutic Ends. N.Y., 1990.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2016 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика