Психологическая наука и образование psyedu.ru 2010. № 5.
ISSN: 2074-5885 (online)
Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка
Обухова Л.Ф. доктор психологических наук, Профессор, заведующая кафедры возрастной психологии, Московский Городской Психолого-педагогический Университет, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
В статье представлена разработка Института психологии и образования Невшательского университета (Швейцария) и психологов факультета психологии Иерусалимского университета – новая технология обучения и познавательного развития, разработанная на основе теории Ж. Пиаже и обогащенная благодаря интеграции достижений в области современной социальной психологии, психологии развития и компьютерной техники. Первая часть статьи посвящена истокам возникновения социокогнитивного подхода к исследованию психического развития ребенка – ключевым положениям теории Дж. Мида, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже. Здесь же рассмотрена концепция когнитивного конфликта, авторами которой являются непосредственные сотрудники Ж. Пиаже – Б. Инельдер и ее коллеги. Критические замечания в адрес концепции сделаны психологами Женевской школы, представителями социальной психологии А. В. Дуаз, Г. Муни, А-Н. Перре-Клермон, которые ввели в современную психологию понятие «социокогнитивный конфликт», определяемое как противоречие разных центраций (точек зрения), препятствующее решению познавательной задачи. Представлено в качестве примера экспериментальное исследование А-Н. Перре-Клермон, посвященное обучению детей дошкольного возраста пониманию феномена сохранения жидкости. Показано, как ученые в разных странах (Швейцария, Израиль, Португалия, Италия и др.) в настоящее время разрабатывают концепцию социокогнитивного конфликта и применяют идею этой теории в школьном обучении, где ставится проблема оказания помощи учителю в организации диалога в процессе решения задач из области математики, истории, биологии, географии и т. д. Вторую часть статьи составляет изложение концепции израильского психолога Б. Шварца, понимающего аргументацию в духе Л. С. Выготского как опосредующее звено между внутренним и внешним диалогом, которое служит для построения нового коллективного знания, создания коллективных смыслов. Представлена его специальная программа (Kishurim), которая реализуется с 1998 г. и направлена на совершенствование процесса школьного обучения. Ее основная идея – визуализация дискуссии, вынесение ее в наглядный (материальный) план, что облегчает рефлексию учащихся. Для этого используется графическая компьютерная среда Digalo, представляющая собой карту, на которой высказывания участников зафиксированы в наглядной форме, а связи между ними обозначены стрелками. В статье представлены основополагающие принципы использования данной программы. В статье использованы последние публикации, отражающие современные достижения социально-психологической концепции интеллектуального развития ребенка.
Ключевые слова: Чикагская школа социологии, культурно-историческая психология, Женевская школа генетической психологии, когнитивный конфликт, социокогнитивный конфликт, компьютерная среда DIGALO.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Избранные психологические
исследования. М., 1956.
Бурменская Г. В. Обучение как метод исследования умственного развития
ребенка в работах Женевской психологической школы // Вопросы психологии. 1981.
№ 2.
Бурменская Г. В., Курбатова М. Б.
Экспериментально-психологический анализ метода «когнитивного обучения» Ж. Пиаже
// Вопросы психологии. 1983. № 2.
Мид Дж. Г. Избранное // Сборник переводов. М., 2009.
Перре-Клермон А.-Н. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта
детей. М., 1991.
Пиаже Ж. Речь и мышление. М.; Л., 1932.
Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М., 2006.
Inhelder B., Sinclair H., Bovet M. Learning and the development of
cognition. Cambridge, 1974.