Психологическая наука и образование psyedu.ru 2010. № 5.
ISSN: 2074-5885 (online)
Современные проблемы работы с одаренными детьми
Юркевич В.С. кандидат психологических наук, руководитель Городского ресурсного центра одаренности управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru
В статье представлены как давно известные, так и новые подходы в решении главных задач работы с одаренными детьми. В основе проводимого анализа – идея о том, что развитие способностей зависит, прежде всего, от системы доминирующих потребностей, которые с этих позиций являются движущей силой развития ребенка. Рассматривая разные типы одаренности, автор все же основное внимание уделяет интеллектуальной одаренности, так как именно этот ее тип является в некотором смысле исходным для развития всех других типов, составляя базу общей одаренности (так называемого «фактора G»). Особое внимание уделяется так называемому «доминантному жизненному проекту», на основании которого, по мнению автора, в дальнейшем появляется возможность успешной реализации повышенных возможностей одаренного человека.
Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальный потенциал общества, типы одаренности, потребностно-инструментальный подход, доминантный жизненный проект, проблемы саморегуляции, проблемы общения.