Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности механизмов психологических защит у мальчиков-подростков, склонных к проявлению ксенофобии

Носов С.С. аспирант кафедры общей психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет, Москва, Россия, nosov.ss@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты изучения особенностей защитного поведения у подростков-ксенофобов. Целью исследования явилось изучение особенностей психологических защит и стратегий преодоления у подростков мужского пола, склонных к ксенофобии. Было выдвинуто предположение о том, что у склонных к ксенофобии мальчиков-подростков преобладают примитивные формы психологической защиты и непродуктивные формы копинг-поведения. В исследовании приняли участие 67 подростков мужского пола – учащиеся средних общеобразовательных школ. Средний возраст испытуемых составил 15 лет, возрастной диапазон – от 14 до 16 лет. На начальном этапе исследования (по результатам проведенного анкетирования) вся выборка была разделена на две группы, различающиеся по уровню выраженности ксенофобии: группу из 32 испытуемых с выраженной склонностью к ксенофобии и группу из 35 подростков без склонности к ксенофобии. В результате исследования была выявлена большая интенсивность психологической защиты у испытуемых со склонностью к ксенофобии. Было показано, что существуют достоверные различия в использовании проекции и интеллектуализации, которые больше выражены у подростков, склонных к проявлению ксенофобии. Проекция позволяет им возлагать вину за свои недостатки или промахи на другой объект, а более зрелая защита интеллектуализацией проявляется в псевдообъяснении мотивов такого поведения, убеждений и поступков с целью самооправдания. Анализ форм копинг-поведения значимых различий в группах с разной склонностью к ксенофобии не выявил.

Ключевые слова: подростки, ксенофобия, психологические защиты, копинг-стратегии.

Рубрика: Юридическая психология

фрагмент статьи

В ходе строительства российского гражданского общества растет осознание как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и политических отношений. Этот процесс сопровождается усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, включая ксенофобию как реакцию на встречу с представителем другой культуры, приводящую к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и связанной с ними нетерпимости. Так наряду с ростом социального разнообразия в российском обществе сохраняется опасность нарастания социальной агрессии, ксенофобии, экстремизма, терроризма [2].

В условиях социального расслоения, нивелировки традиционных ценностей и идеалов российского общества, сохранения тенденций к росту социальной и межэтнической напряженности все более важным становится выявление комплекса психологических причин, обусловливающих сложности и противоречия межэтнических отношений в современной России, вызывающих ксенофобию.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Дворянчиков Н.В., Носов С.С. Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации в пубертатном периоде // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2010. №4. 
  2. Попова И.В. Объективные и субъективные предпосылки проявления ксенофобных предубеждений россиян //Вестник ГУУ. Сер.  Социология и управление персоналом.  2007. № 6 (32).
  3. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002.
  4. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности  в юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001.
  5. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика