Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних

Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии МГППУ, Московский Городской Психолого-педагогический Университет, Москва, dvorian@gmail.com
Савкина И.А. психолог-педагог, Межрайонный Центр «Дети улиц» ЗАО (Москва), Москва, Россия, sam5671inna@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье приводятся результаты исследования особенностей правосознания подростков с девиантным поведением, в котором приняли участие 90 психически здоровых подростков старшего пубертатного возраста (15–17 лет): 30 подростков с нормативным поведением, 30 условно осужденных подростков и 30 подростков с девиантным поведением. Исходным было предположение о том, что в структуре правосознания подростков с девиантным поведением можно ожидать рассогласованность образа Я с нормосообразными категориями в сравнении с правосознанием условно осужденных подростков и подростков с нормативным поведением. В исследовании использовались наблюдение, беседа, ан-кетирование, методика «Ценностные ориентации» Р.Рокича, 16-ти факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла, тест «Определение направленности личности» Б.Басса, методика И.Л.Соломина «Семантический дифференциал», методика оценки уровня развития морального сознания Л.Колберга. Было установлено, что имеются отличия в особенностях правосознания у подростков с нормативным поведением, с девиантным поведением и условно осужденных. В частности, у подростков с девиантным поведением наблюдаются прямая корреляция на высоком уровне между категориями «Я-реальное» и «Преступление», «Я-реальное» и «Наркотики», умеренная корреляция между категориями «Я-идеальное» и «Безответственность» и обратная средняя корреляция между категориями «Закон» и «Правда», что свидетельствует о рассогласованности образа Я с нормосообразными категориями. Выявленные устойчивые особенности правосознания подростков с девиант-ным поведением позволяют судить о влиянии этих особенностей на механизм их поведения и, соответственно, подсказывают путь к качественному изменению правосоз-нания таких подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, правосознание, условное осуждение, нормосообразные категории.

Рубрика: Юридическая психология

фрагмент статьи

Процессы существенных социально-экономических и политических преобразований в современной России неизбежно приводят к появлению новых видов отклоняющегося поведения в подростковой среде (молодежные течения агрессивного и неагрессивного характера, множество видов аутодеструктивного поведения). Субъекты подросткового возраста наиболее уязвимы для внешнего воздействия, они моделируют свое поведение согласно вновь появляющимся установкам и нормам социума. Характерно, что эти нормы созданы искусственно.

Поскольку родители не являются для «трудных» подростков значимыми взрослыми, не пользуются у них должным авторитетом, постольку и жизненные ценности, нравственные нормы этих подростков отличны от ценностей и норм их родителей [16].

Совершенно очевидно, что очень мощные по своей сути внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование у подростков девиантного поведения антисоциальной направленности, отодвигая на второй план влияние благополучной семьи как социально-позитивного инструмента [5; 7; 8].

Быстрые и радикальные перемены в обществе неизбежно ведут к социальному напряжению, а ослабление социальной регуляции и размытость норм искажают духовные и культурные устои.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
  2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975.
  3. Башкатов А.В. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1998.
  4. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. М., 2009.
  5. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.
  6. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1995.
  7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 2007. №2.
  8. Ишкильдина Г.Р. Правосознание молодежи: проблемы становления и эволюции в современных условиях: Автореф. дис. … канд. юр. наук. Казань, 2002.
  9. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г.В.Осипова. М., 1972.
  10. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
  11. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  12. Лефевр В.А. Элементы логики рефлексивных игр//Проблемы инженерной психологии. 1966. Вып.4.
  13. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.
  14. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
  15. Мертон К. Социальная структура и аномия // Социологические  исследования.  1992. № 3.
  16. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности//Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2.
  17. Самигуллин В.К. Правосознание: корень добра и справедливости. Уфа, 2009.
  18. Староверов В.И., Староверова И.В. Девиация правосознания и правоповедения российской молодежи. М., 2008.
  19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1993.
  20. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб пособие / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д, 2003.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика