Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Психологические особенности опознания как процессуального действия информационного характера

Фадеева Д.А. аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, dasya2002@mail.ru
Сафуанов Ф.С. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, руководитель лаборатории судебной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Москва, Россия, safuanovf@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты проведенного эксперимента по изучению тактических и психологических факторов, влияющих на качество опознания. Показано правовое оснащение процедуры опознания в соответствии со статьями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обозначена психологическая сущность данной процедуры, подробно отражены основные факторы, влияющие на ее точность и эффективность. Особое внимание уделено таким факторам, как уровень интеллекта и тип локуса контроля опознающей личности, физические ситуативные условия восприятия, продолжительность и частота восприятия объектов, эмоциональное состояние опознающего, условия для проведения опознания, схожесть черт внешности членов группы для опознания, содержание инструкции свидетелю, последовательность предъявления и количественный критерий членов группы для опознания и другие. Приведены данные исследований в зарубежной и отечественной психологии, касающиеся опознания как следственного действия информационного характера, а также области, в которых ощущается острая нехватка психологических исследований и теоретических знаний.

Ключевые слова: процедура опознания, психологическая сущность опознания, факторы точности опознания, группа для опознания, опознающая личность.

Рубрика: Юридическая психология

фрагмент статьи

Выполнение задач судопроизводства во многом зависит от качества доказательственной информации, которая очень часто состоит из свидетельских показаний и результатов проведенного опознания. По мнению В.В.Романова, для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет такой вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов [4].

Существует достаточно большое количество определений психологической сущности процесса опознания. Наиболее оптимальным является определение, данное Ю.В.Чуфаровским: «С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо сравнивает предъявляемые ему объекты, сопоставляет их с мысленными образами объектов, восприня­тых им ранее – в момент совершения преступления, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии» [6, с. 394].


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учеб. пособие. М., 2006.
  2. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Логинов С.Г. Опознание в практике розыска человека и раскрытия преступления. М., 2006.
  3. Клиническая психология/ Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб., 2008.
  4. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2006.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2006.
  6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2010.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика