Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения

Кондратьев Ю.М. кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ukondratiev@yandex.ru
Сачкова М.Е. кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, msachkova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей отношений межличностной значимости в студенческих сообществах. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфики интрагруппового структурирования учебных групп психолого-педагогических вузов. В исследовании приняли участие 743 студента I–V курсов МГППУ, Университета РАО, МГПУ. В ходе работы применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрическая и аутосоциометрическая процедуры, референтометрическая и аутореферентометрическая процедуры, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж.Келли. Были получены данные, демонстрирующие статистически значимые различия в характере процесса дифференциации в студенческих группах, находящихся на разных этапах своего становления. В статье также показана специфическая роль среднестатусных студентов в установлении системы межличностных отношений.

Ключевые слова: студенческая группа, социометрическая, референтометрическая, неформальная властная структуры группы, межличностная значимость, статус.

Рубрика: Социальная психология

фрагмент статьи

В условиях современного российского образования, когда происходит  кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В связи с этим принципиальную значимость начинают приобретать факторы неформальной системы отношений межличностной значимости. По-особому данные типы взаимосвязей складываются в студенческих группах.

Следует отметить, что в последние десятилетия все больше исследователей обращаются к проблеме изучения межличностных отношений в студенческих сообществах (Г.М.Белокрылова, А.Э.Варчев, К.М.Гайдар, А.Д.Гусейнов, Э.Г.Исаева, Е.Л.Козуб, П.В.Лебедчук, А.М.Муталимова, А.С.Силаков и др.). При этом пристальное внимание уделяется, прежде всего, детерминантам положения учащихся в группах, типам их взаимодействий, а также генезису основных внутригрупповых феноменов. Например, Е.Л.Козуб установила корреляционную зависимость между ценностными ориентациями личности и ее положением в группе [3]. Ею также была выявлена динамика межличностных отношений на разных курсах. Было определено, что на I–II курсах формируется больше микрогрупп и наблюдается небольшое число лидеров; на III–IV курсах группы становятся более открытыми, в этот период можно также зафиксировать самые высокие показатели эмоциональной сплоченности и ценностно-ориентационного единства. А.С.Силаков установил, что уровень адекватности самооценки резко возрастает на II курсе. Адекватность самооценки низкостатусных членов студенческих групп растет соответственно длительности существования группы [7]. А.М.Муталимова  доказала, что высокий уровень межличностных отношений связан с умеренной экстраверсией и средней тревожностью членов группы, средний – с высокой экстраверсией, низкий – с интроверсией, а также с высокой или низкой тревожностью испытуемых [5].


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2003.
  2. Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1994.
  3. Козуб Е.Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1994.
  4. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учеб. пособие. М., 2006.
  5. Муталимова А.М. Взаимосвязь темперамента и особенностей межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза: Автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 1998.
  6. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М. – Воронеж, 2002.
  7. Силаков А.С. Организованность группы как фактор, влияющий на динамику адекватности осознания статусной структуры индивидуумами с полярным статусом // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях / Отв. ред. А.С.Чернышев. Курск, 2000.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика