Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Применение концепций инженерной психологии к профессиям, традиционно не считающимся операторскими

Дружилов С.А. кандидат психологических наук, профессор кафедры автоматизированного электропривода и промышленной электроники факультета автоматики, информатики и электромеханики, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия, drusp@nvkz.kuzbass.net
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Введение новых информационных технологий вынуждает менять представления о про-фессиональном труде и профессионалах. В изменившихся условиях жизни и деятельности возникает потребность в новом концептуальном подходе к формированию профессиона-лизма. Этот подход должен включать в себя достижения различных разделов психологии. В статье показано, что имеющиеся теоретические предпосылки и накопленные эмпирические материалы могут стать базисом такого подхода. Методологическую основу предлагаемого подхода составляет системный принцип во взаимодействии с антропоцентрической, естественно-научной и культурно-исторической парадигмами, позволяющими сочетать гуманитарные ценности с алгоритмическими технологиями. Профессионализм как системное образование анализируется с учетом его функциональных, морфологических и информационных свойств. Обосновывается возможность распространения инженерно-психологических концепций на виды профессиональной деятельности, традиционно считавшиеся неоператорскими. Предложенный подход позволяет сформулировать критерии оценки профессионализма, а также способствовать практическому решению задач подготовки профессионалов в новых условиях.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессионализм, функции и критерии, концептуальные модели, проектирование деятельности.

Рубрика: Психология профессиональной деятельности

фрагмент статьи

Введение новых информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональном труде, профессионалах и профессионализме [22]. Наука XXI в. обязана учитывать изменения особенностей труда и роли человека в новой технически и информационно насыщенной реальности. Сложные технические объекты, ставшие частью второй, рукотворной, природы – техносферы, требуют адекватных подходов к подготовке персонала, занимающегося их обслуживанием и управлением. Участившиеся аварии, связанные с эксплуатацией сложных человеко-технических комплексов и приводящие к техногенным катастрофам, высвечивают и обостряют проблему профессионализма кадров.

Существующие теоретические предпосылки и накопленные эмпирические материалы могут стать необходимым базисом при рассмотрении проблем становления профессионализма в изменившихся условиях. Это работы В.А.Бодрова по проблемам формирования личности профессионала, Е.А.Климова – по психологии профессионального самоопределения, В.Д.Шадрикова – по изучению системогенеза деятельности. Проводятся исследования профессиональной деформаций [1], стресса [16], индивидуальных стилей деятельности [28]. Психологические проблемы профессионального мастерства, профессионального развития, профессионального мышления изучают Д.И.Завалишина, Л.М.Митина, Н.С.Пряжников, А.К.Стрелков, А.Р.Фонарев и др.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
  3. Венда В.Ф. Фундаментальные проблемы, законы и методы оптимизации систем «человек–машина–среда» // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Под ред. В.А.Бодрова, В.Ф.Венды. М., 1992.
  4. Галактионов А.И. Основы инженерно-психологического проектирования. М., 1978.
  5. Галактионов А.И, Янушкин В.Н. Исследование и практическое использование кривых обучения оператора // Психологические факторы операторской деятельности / Под ред. А.И.Галактионова, В.Ф.Венды, В.А.Вавилова. М., 1988.
  6. Голиков Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники. М., 2003.
  7. Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. Л., 1982.
  8. Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1.
  9. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5.
  10. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. 2010. Т.13. № 4. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf.
  11. Елизаров П.М., Шлаен П.Я, Шорохов Ю.И. Системный анализ и проектирование деятельности оператора // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда  / Под ред. В.А.Бодрова, В.Ф.Венды. М., 1992.
  12. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М., 2008.
  13. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции. М., 1986.
  14. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М., 2003.
  15. Крылов А.А. Обработка информации в операторской деятельности // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А.Крылова. Л., 1975.
  16. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2.
  17. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.
  18. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
  19. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
  20. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2006.
  21. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  22. Профессии. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри : Сб. статей / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова. М., 2007.
  23. Реан А.А. Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности.  СПб., 2002.
  24. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных состояний специалистов экстремального профиля. СПб., 2000.
  25. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М., 1999.
  26. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. М., 2008.
  27. Суходольский Г.В. Шмелева И.А. Проектирование групповой деятельности операторов : Практикум по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1983.
  28. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
  29. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональности деятельности. М., 1982.
  30. Шапкин С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Под ред. Л.Г.Дикой. М., 1999.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2016 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика