Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Психокоррекция и профилактика дезадаптации младших школьников

Кочергова С.А. методист, педагог-психолог, Окружной методический центр ЗАО (Москва), ГОУ СОШ №887, Москва, Россия, sk887@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена вопросам определения школьной дезадаптации с различных позиций, в том числе определения влияния факторов семейного воспитания, включая нарушения взросло-детской общности, на возникновение и развитие школьной дезадаптации, педагогическому и психологическому подходам к объяснению причин ее возникновения, а также вопросам диагностики, коррекции и профилактики дезадаптации младших школьников. Приведены данные исследования группы неблагополучных детей младшего школьного возраста и их родителей. Обоснована гипотеза о том, что разрушительные тенденции в динамике детско-взрослой общности служат причиной школьной дезадаптации учащихся начальных классов, вследствие чего психолого-педагогическая коррекция детско-взрослой общности является средством преодоления школьной дезадаптации. Описана коррекционно-развивающая программа работы с неблагополучными детьми младшего школьного возраста, направленная на восстановление гармонии детско-взрослой общности через ослабление психической напряженности и ощущений дискомфорта, осмысление мотивов обращения за психологической помощью, активизацию самостоятельной работы родителей, создание условий для устранения нарушений в личностном развитии ребенка, поддержание тех новых семейных отношений, которых удалось достичь в ходе работы.

Ключевые слова: дезадаптация младших школьников, детско-взрослая общность, событийная общность, психолого-педагогическая коррекция, коррекционно-развивающая работа.

Рубрика: Психология образования

фрагмент статьи

В последнее время все более актуальной проблемой, объединяющей  усилия психологов и педагогов, становится проблема школьной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Психологическая служба в школе нуждается в исследованиях неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции их дезадаптации.

Более того, дезадаптация является как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности, что приводит к общей неуспеваемости, девиантному поведению, ухудшению психофизиологического состояния детей и т. д. А школьные проблемы зачастую приводят и к проблемам в семье школьника. Именно поэтому важно вести работу по выявлению и устранению причин школьной дезадаптации уже в начальной школе.

Целью нашего исследования стал поиск и практическая реализация методов психологической профилактики и коррекции дезадаптации младших школьников.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня... Сомнения и
    переживания самых младших школьников. СПб., 1998.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение.  М., 1983.
  3. Божович Л.С., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его
    воспитание.  М.,  1979.
  4. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы
    диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков Материалы Всероссийской конференции, М., 1995.
  5. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе // Школа здоровья. 1994. № 1.
  6. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой. М.,
    1992.
  7. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж, 1999.
  8. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. М., 1992.
  9. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1985.
  10. Осорина М.В. Секретный мир детства в пространстве взрослых. СПб., 1999.
  11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М., 2000.
  12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. ^В 2 т. Т. 1. М., 2000.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.  М., 1998.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика