Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы

Бурлакова И.А. кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, iaburlakova@mail.ru
Клопотова Е.Е. кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, klopotova@yandex.ru
Ягловская Е.К. кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, Yaglovskaya@fpo.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлена система психолого-педагогического мониторинга, разработанная для примерной образовательной программы «Успех». Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы. В основу мониторинга положен успешно зарекомендовавший себя в психолого-педагогической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет оценить процесс развития ребенка, хотя и не заменяет собой психологическую диагностику. Для оценки сформированности интегративных качеств используются следующие критерии: наличие или отсутствие качества; устойчивость проявления качества; объем материала, освоенный ребенком. При этом в системе оценок учитывается как наличие/отсутствие сформированного качества, так и зона его ближайшего развития. Система обработки результатов, полученных при заполнении карт наблюдения, не только отражает индивидуальные особенности сформированности интегративных качеств у каждого ребенка, но и дает возможность сопоставить и сравнить результаты освоения программы разными детьми группы. Полученные данные позволяют судить об успешности освоения программы и могут послужить отправной точкой для более глубокого исследования ребенка. Кроме того они дают основания для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной работы с каждым конкретным ребенком.

Ключевые слова: психолого-педагогический мониторинг, карта развития, интегративное качество, результаты освоения программы, примерная основная общеобразовательная программа «Успех».

Рубрика: Психологический инструментарий

фрагмент статьи

Разработка психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острой и актуальной проблемой. Каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается в соответствии с ФГТ и позиционируется как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения этих результатов детьми.  Итоговые результаты представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести, освоив основную общеобразовательную программу, разработанную каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику  становления этих интегративных качеств должны отражать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый период дошкольного возраста.

На сегодняшний день лишь примерная программа «Успех» (руководитель авторского коллектива Н.В.Федина) включает в себя разработанную в соответствии с ФГТ систему мониторинга освоения дошкольниками программы. Психолого-педагогический мониторинг тесно связан с ее содержанием и позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, исследовать физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Разработанная система сочетает разнообразные методы, позволяющие получить необходимую информацию в короткие сроки и внести необходимые коррективы в образовательный процесс.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование.  М.,  2008.
  2. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.  М., 1980.
  3. Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2008 .
  4. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии.  М., 1997.
  5. Дневник воспитателя / Под ред. О.М.Дьяченко и Т.В.Лаврентьевой.  М., 2003.
  6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2002.
  7. Психологический словарь / Под ред. П.С.Гуревича.  М., 2007.
  8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
  9. Суходольский Г.В.  Математические методы в психологии. М., 2006 .
  10. Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т.2. № 2.
  11. Юдина Е.Г. Проблемы психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании //  Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы / Под. ред. Б.Г.Юдина, Е.Г.Юдиной. М., 2003.
  12. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002.
  13. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. М., 2010.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика