Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Исследование особенностей готовности и способности преподавателей вуза к личностно-самооценочной идентификации со студентами

Емельянова Е.В. педагог-психолог Центра научно-методического обеспечения службы практической психологии образования , Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, emelyanovaev@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты экспериментального исследования, которое выполнено с помощью методики «подставной» самооценки и нацелено на изучение специфики готовности и способности вузовских преподавателей различных категорий к личностно-самооценочной идентификации со студентами. Показано, что преподаватели в зависимости от своего должностного статуса, возрастных характеристик и стажа педагогической работы в вузе демонстрируют различную степень готовности и способности к личностно-самооценочной идентификации со студентами. При этом нарастание самооценочно-конфронтационных ориентаций наиболее выражено у наиболее молодых преподавателей, имеющих наименьший стаж педагогической работы в вузе и занимающих отчетливо выраженный невысокий статус в должностной преподавательской иерархии.

Ключевые слова: личностно-ролевая представленность, идентификация, конфронтация, самооценка, методика «подставной» самооценки, преподаватели, студенты.

Рубрика: Психология образования

фрагмент статьи

Сегодня, когда в условиях бурно меняющегося мира в России происходит реальная смена учебно-дисциплинарной модели образования  личностно ориентированной, учащиеся, и особенно наиболее старшие из них – студенты, становятся в действительности полноценными субъектами образовательного процесса. В этом контексте процессы личностного развития и группообразования, система неформальных межличностных отношений студентов, характер их взаимоотношений и взаимодействия с педагогами-преподавателями представляют собой качественно значимый предмет психологического исследования.

В то же время  в отличие от зарубежной психологии, в рамках которой именно студенты, как правило, являются наиболее часто привлекаемым к психологическим исследованиям контингентом испытуемых, в отечественной психологии студенты, по сравнению с дошкольниками и школьниками, а также с разнопрофильными трудовыми коллективами, не столь часто оказываются в роли испытуемых. Более того, практически подавляющее большинство экспериментальных работ в рамках психологической науки, посвященных проблематике студенчества, носит либо психолого-педагогический, либо психолого-возрастной характер. Что касается отечественных работ, изучающих социально-психологическую проблематику студенчества, то их на сегодняшний день немного, и они не позволяют аргументированно говорить об отсутствии предметно-проблемных лакун в этой исследовательской области. 

Одним из таких «пробелов» является, на наш взгляд, комплекс вопросов о взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности субъектов образовательного процесса в вузе.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970.
  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  3. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. М., 2009.
  4. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  5. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. М.– Воронеж, 2006.
  6. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
  7. Психологическая теория коллектива/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  8. Психология развивающейся личности/ Под. ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  9. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления//Социально-психологическая проблема формирования личности и учебно-воспитательного коллектива/Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 1975.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика