Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Модели использования образов в спортивной психологии

Веракса А.Н. кандидат психологических наук, доцент факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, veraksa@yandex.ru
Горовая А.Е. мастер спорта России по художественной гимнастике, студентка факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, Gorovaya.aleksandra@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена проблеме использования мысленных образов в спорте. Авторы выделяют и анализируют существующие в литературе теоретические и эмпирические представления об использовании образов в спортивной психологии. Представлены модели, которые раскрывают использование спортсменами образов. Эти модели были получены в ходе исследования особенностей использования спортсменами образов и способности спортсменов к образным представлениям, а также изучения психологических механизмов, обеспечивающих эффективность мысленных образов в спортивной деятельности. Авторы подчеркивают важность систематизации имеющихся в литературе данных и необходимость построения единых моделей.

Ключевые слова: спорт, спортивная психология, мысленные образы, мысленная тренировка.

Рубрика: Психология спорта

фрагмент статьи

Исследования специфики использования спортсменами образов

Специфика использования образов спортсменами подробно описана в рамках прикладной модели использования образов в спорте. А.Паивио [34] различает когнитивные и мотивационные функции образов. Каждая функция образов, по мнению А.Паивио, реализуется на двух уровнях – общем и специальном, образуя тем самым четыре различные по содержанию категории. В свою очередь данные категории отражают различные типы образов, использование которых приводит к достижению той или иной цели.

Позднее четыре оригинальные категории А.Паивио были расширены до пяти видов используемых спортсменами образов: 1) когнитивные общие  – образы, связанные с соревновательными стратегиями; 2) когнитивные специальные  – образы, направленные на совершенствование или образование навыков; 3) мотивационные общие-активирующие – образы, связанные с физиологическим возбуждением, релаксацией и соревновательной тревогой; 4) мотивационные общие-регулирующие – образы, репрезентирующие эффективный копинг и уверенность в трудных ситуациях; 5) мотивационные  специальные – образы, олицетворяющие конкретные цели и целенаправленную деятельность [26]. Таким образом, основной принцип данной модели – рассмотрение различных типов образов с точки зрения функций и целей, для достижения которых они используются.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М., 1983.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  3. Пиккенхайн Л. Нейрофизиологические механизмы идеомоторной тренировки// Вопросы психологии. 1980. №3.
  4. Ahsen A.  ISM: The Triple Code Model for Imagery and Psychophysiology // Journ. of Mental Imagery.1984. №8.
  5. Allers R.,  Scheminsky F. Über Aktionsströme der Muskeln bei motorischen Vorstellungen und verwandten Vorgängen // Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie. 1926. №212.
  6. Bakker F., Boschker M., Chung T. Changes in Muscular Activity while Imagining Weightlifting Using Stimulus or Response Propositions // Journ. of Sport and Exercise Psychology. 1996. № 18.
  7. Bandura A.  Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Review. 1977. №84.
  8. Besteiner R., HollingerP., Lindiner P., Lang G., Berthoz A. Mental Representations of Movements: Brain Potentials Associated with Imagination of Hand Movements // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1995. №96.
  9. Carpenter W. Principles of Mental Physiology. N.Y., 1894.
  10. Corbin C. Mental practice // Ergogenic Aids and Muscular Performance. N. Y., 1972.
  11. Cunnington R., Iansek R., Bradshaw J., Phillips J. Movement-related Potentials  Associated with Movement Preparation and Motor Imagery //Experimental Brain Research. 1996. №111.
  12. Cuthbert B., Vrana S., Bradley M.  Imagery: Function and Physiology // Advances in Psychophysiology. 1991. V. 4.
  13. Decety J. The Neurological Basis of Motor Imagery // Behavioral Brain Research. 1996. №77.
  14. Deiber M., Ibanez V., Honda M. et al. Cerebral Processes Related to Visuomotor Imagery and Generation of Simple Finger Movements Studied with Positron Emission Tomography // Neuroimaging. 1998. №7.
  15. Driskell J. et al. Does Mental Practice Enhance Performance? // Journ. of Applied Psychology. 1994. №4.
  16. Feltz D., Landers D. The Effects of Mental Practice on Motor Skill Learning and Performance: A Meta-analysis // Journ. of Sport Psychology. 1983. №5.
  17. Garza D.,  Feltz D. Effects of Selected Mental Practice on Performance, Self-Efficacy and Competition Confidence of Figure Skaters // The Sport Psychologist. 1998. №12.
  18. Hale B., Whitehouse A. The Effects of Imagery-manipulated Appraisal on Intensity and Direction of Competitive Anxiety // The Sport Psychologist. 1998. №12.
  19. Holmes P., Collins D. The PETTLEP Approach to Motor Imagery: A Functional Equivalence Model for Sport Psychologists// Journ. of Applied Sport Psychology. 2001. №13.
  20. Jacobson E. Electrical Measurements of Neuromuscular States during Mental Activities: Part 5. Variation of Specific Muscles Contracting during Imagination // American Journ. of Physiology. 1931. №96.
  21. Jeannerod M. Mental Imagery in the Motor Context // Neuropsychologia. 1995. № 33.
  22. Johnson P. Functional Equivalence of Images and Movements // Quarterly Journ. of Experimental Psychology. 1982. № 34A.
  23. Jones M., Bray S., Mace R., MacRae A., Stockbridge C. The Impact of Motivational Imagery on the Emotional State and Self-efficacy Levels of Novice Climbers // Journ. of Sport Behavior. 2002. №25.
  24. Kohl R.,  Roenker D. Mechanism Involvement during Skill Imagery // Journ. of Motor Behaviour. 1983. № 15.
  25. Lang P. Imagery in Therapy: An Informational Processing Analysis of Fear // Behavior Therapy. 1977. № 8.
  26. Martin, K., Moritz S., Hall C.  Imagery Use in Sport: A Literature Review and Applied Model // The Sport Psychologist. 1999. № 13.
  27. Minas S. Mental Practice of a Complex Perceptual-motor Skill // Journ. of Human Movement Studies.1980. №4.
  28. Moritz S., Hall С., Martin K., Vadocz E. What are Confident Athletes Imaging?: An Examination of Image Content // The Sport Psychologist. 1996. №10.
  29. Morris T. Psychological Skills Training in Sport: An Overview. L., 1997.
  30. Morris T., Spittle M., Watt A. Imagery in Sport. Champaign, IL, 2005.
  31. Munroe K., Giacobbi P., Hall C., Weinberg R. The Four Ws of Imagery Use: Where, When, Why, and What // The Sport Psychologist. 2000. № 14.
  32. Murphy S.  Imagery Interventions in Sport // Medicine and Science in Sport and Exercise. 1994. № 26.
  33. Murphy S., Martin K. The Use of Imagery in Sport // In Advances in Sport Psychology. Champaign, IL, 2002.
  34. Paivio A. Cognitive and Motivational Functions of Imagery in Human Performance // Canadian Journ. of Applied Sport Sciences. 1985. № 10.
  35. Paivio A. Coding Distinctions and Repetition Effects in Memory // Psychology of Learning and Motivation. Orlando, FL, 1975. V. 9.
  36. Perry C., Morris T. Mental Imagery in Sport //Sport Psychology: Theory, Applications and Issues/ ed. T. Morris and J. Summers. Brisbane, Australia, 1995.
  37. Posner M., Fitts P. Human Performance. Belmont, CA, 1967.
  38. Sackett R. The Influences of Symbolic Rehearsal upon Retention of a Maze Habit // Journ. of General Psychology. 1934. № 10.
  39. Shaw W.  The Relation of Muscular Action Potentials to Imaginal Weightlifting // Archives of Psychology. 1940. № 247.
  40. She W., Morris T. Imagery, Self-confidence, and Baseball Hitting // Proceedings of the IX World Congress of Sport Psychology. Netanya, Israel, 1997.
  41. Smith D., Wright C., Allsopp F., Westhead H. It's All in the Mind: PETTLEP-Based Imagery and Sports Performance// Journ. of Applied Sport Psychology. 2007. №19.
  42. Start K., Richardson A. Imagery and Mental Practice // British Journ. of Education Psychology.1964. № 34.
  43. Watt A., Morris T.,  Andersen M. Issues in the Development of a Measure of Imagery Ability in Sport // Journ. of Mental Imagery. 2004. №28 (3).
  44. Wehner T., Vogt S., Stadler M. Task-specific Characteristics during Mental Training // Psychological Research. 1984. № 46.
  45. Weinberg R., Gould D. Foundations of Sport and Exercise Psychology. Champaign, IL, 2003.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика