Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников

Мерзлякова Д.Р. кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института гражданской защиты, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия, sagitova_77@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье описывается исследование, целью которого явилось выяснение вклада психологических характеристик в систему формирования изменений в личностных характеристиках и учебной успешности детей, обучающихся у педагогов средневысокого уровня выгорания. Наша гипотеза состояла в том, что существуют пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика. В исследовании приняли участие 891 человек – ученики III–IV классов, обучающиеся у педагогов средневысокого уровня выгорания (определено в результате тестирования по методике MBI в варианте для педагогов и учителей, разработанной К.Маслач и С.Е.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой). Для выявления личностных характеристик учеников были использованы следующие психодиагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов, Н.П.Фетискин), субъективное шкалирование по типу методики исследования самооценки Дембо–Рубинштейн. Многомерный статистический анализ позволил отследить основные пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика – «деперсонализирующий», «социально фрустрирующий» и «коммуникативно-аффективный» пути.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, младший школьный возраст, учебная деятельность, личностные характеристики, тревожность, мотивация, самоотношение.

Рубрика: Психология образования

фрагмент статьи

Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом и как следствие – российского образования привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Одно из последствий данного явления – увеличение количества педагогов, подверженных синдрому эмоционального выгорания. Н.В.Гришина считает, что лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности [2].

К.Маслач, С.Е.Джексон определили синдром психического выгорания как трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [1]. Особенности мировоззрения и модели поведения педагога высокого уровня выгорания воспринимаются их учениками и влияют на личностное развитие последних. Согласно мнению С.П.Пронина, профессионально деформированные педагоги школы воспроизводят себе подобных «деформированных выпускников» [3].


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  3. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей: Дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  4. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2004.
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2016 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика