Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Психологические факторы применения информационных технологий при формировании компетенций будущих рабочих

Ретивых М.В. доктор педагогических наук, профессор, Социально-экономический институт Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, Брянск, Россия, sei-bgu@yandex.ru
Селезнев В.А. старший преподаватель кафедры Технологии и методики профессионально-технологического образования, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, Брянск, selesnev@rambler.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Авторы исследовали психолого-педагогические возможности повышения эффективности формирования компетенций у учащихся учебных заведений начального профессионального образования машиностроительного профиля. Для проектирования оптимальных педагогических технологий проводились исследования по определению доминантной формы восприятия информации у учащихся профессиональных училищ и лицеев региона. Анализ результатов показал преобладание у этой группы кинестетической формы репрезентативной системы (до 72%) с правополушарной ведущей модальностью. Исследования подтвердили адекватность образного восприятия учащимися реальных и виртуальных (компьютерных 3D-моделей) технических объектов. На основе полученных результатов разработаны методики обучения, основанные на восприятии учащимися трехмерного виртуального учебного объекта и реализуемые с помощью информационных технологий и компьютерного 3D-моделирования. При разработке методик учитывались механизмы работы памяти человека на различных уровнях: кратковременном, оперативном и долговременном. Применение разработанных методик в организации учебного процесса позволило поднять профессиональную компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования с репродуктивного уровня на продуктивный и творческий.

Ключевые слова: профессиональное образование, формирование компетенций, формы репрезентативных систем, механизмы памяти, информационные технологии.

Рубрика: Психология образования

фрагмент статьи

Высокие требования к компетентности квалифицированных рабочих, значительно увеличившийся объем профессиональной  информации, которой должен обладать выпускник учебного заведения профессионального образования машиностроительного профиля, и качественно новый ее уровень входят в противоречие с  низкой общеобразовательной подготовкой (средний балл – ниже среднего по школе, району и т.д.) и отсутствием   профессиональной мотивации и мотивации учения у молодежи, поступающей в эти учебные заведения [9; 11]. Для разрешения этого противоречия и обеспечения наивысшей эффективности формирования компетентности будущих рабочих, помимо других факторов, необходим учет индивидуальных психодинамических особенностей личности: особенностей протекания познавательных психических процессов, интеллектуального потенциала, особенностей эмоционального реагирования и т.д. Опираясь на психологические особенности личности обучающегося, можно максимально реализовать его потенциальные возможности.

По предпочитаемой форме восприятия информации люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Аудиал  воспринимает информацию на слух и для него важны громкость и интонация преподносимого материала; визуалу важны изображения, в речи и тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета; у кинестетиков главное место занимают ощущения, движения, прикосновения [13]. Обычно человек ориентирован на один из каналов – в нем он проводит больше времени, лучше мыслит, и этот способ восприятия для него более важен, чем остальные. Сказанное совершенно не означает, что, например, визуал ничего не слышит и не чувствует – это означает только, что зрение для него более важно. Знание доминантной формы репрезентативной системы обучаемых позволяет рационально организовать учебный процесс с учетом этих особенностей аудитории [4].


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Агабекян Р.Л. Математические методы в социологии. Ростов н/Д, 2009.
  2. Быков А.В., Силин В.В., Семенников В.В., Феоктистов В.Ю. ADEM CAD/CAM/TDM. Черчение, моделирование, механообработка. СПб., 2003.
  3. Воронин А.М., Селезнев В.А., Чайкин А.С. Разработка научного подхода организации и методики малозатратной подготовки студентов и специалистов для автоматизированного производства на основе компьютерного моделирования для учреждений профессионального образования. Монография. Брянск, 2009.
  4. Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001.
  5. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М., 2009.
  6. Любимов А. Мастерство коммуникации. СПб., 2004.
  7. Масленникова Н.Ф., Румянцев В.И. Как обеспечить кадрами предприятия машиностроения?// Генеральный директор. 2010. №3.
  8. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П.Астахова. Минск, 2010.
  9. Ретивых М.В., Селезнев В.А. Формирование графогеометрических компетенций учителя технологии на основе компьютерных CAD/CAM- систем. Непрерывное образование учителя технологии: компетентностный подход / Под  ред. О.В.Атауловой. Ульяновск, 2010.
  10. Селезнев В.А., Чайкин А.С. Инженерная компьютерная графика в системе профессионального технологического образования. Монография. Брянск,  2009.
  11. Смирнов И.П. Социальная функция профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2010. №12.
  12. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009.
  13. Юрин В.Н. Компьютерный инжиниринг и инженерное образование. М., 2002.
  14. Cameron-Bandler L., Gordon D., Lebeau M. The Emprintmethod: a Gguide to Reproducing Competence. San Rafael, 1985.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика