Психологическая наука и образование psyedu.ru 2011. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)
Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников
Лебедева Т.А. аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, LebTan@gmail.com
В статье описаны результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста. Были выделены наиболее часто встречающиеся и используемые в дошкольной образовательной практике понятия, которые отражают эмоциональные состояния, характеристики и свойства личности, являются этическими категориями. Теоретический анализ психологических исследований, посвященных изучению смысловой сферы человека, роли символа в сознании и взаимосвязи психологических категорий «смысл» и «символ» позволил применить для выявления содержания этих понятий у дошкольников модифицированный вариант методики «Пиктограмма». В исследовании приняли участие 102 дошкольника от 3 до 6 лет. Изучение символических обозначений предлагаемых детям слов дало возможность выявить некоторые смыслы, с которыми у детей связаны данные понятия, а виды используемых дошкольниками символов позволили сделать заключения об их источниках. Выяснилось, в частности, что для обозначения понятий дети прибегают и к культурным (общекультурные и групповые), и к индивидуальным символам, а соотношение и динамика частоты применения того или иного вида символов обусловлены возрастом и спецификой самого понятия.
Исследование проблемы развития ценностно-смысловых
представлений в дошкольном возрасте основано на анализе существующих в
отечественной психологии подходов к изучению личности, смысловой сферы человека
и роли символа в развитии сознания, психики человека, которые разработаны в
рамках культурно-исторической и деятельностной парадигм.
В современных работах, посвященных вопросам становления
личности, можно выделить направление, изучающее ценностно-смысловую сферу
человека (Т.М.Буякас, О.Г.Зевина, С.Л.Рубинштейн, Н.И.Сулейманова и др.) [2;
11]. В условиях развития российского общества этот аспект исследования развития
сознания, личности особенно актуален. Философские и психологические разработки
проблемы смысла, ценностных ориентаций человека содержатся в ряде трудов
(Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев,
Б.Ф.Ломов, Н.В.Кулагина и др. [6; 8; 11]).
”
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой
сферы личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей
– культурных символов – в индивидуальном сознании// Вопросы психологии. 1997. №
5.
Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в
познавательном развитии //Вопросы психологии. 2006. № 6.
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения
у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1996. № 3.
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Элементы «карнавальной культуры» в
развитии ребенка-дошкольника//Вопросы психологии.1994. № 2.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.Т.6. М, 1984.
Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий
у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М.,
1986.
Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания:
Учеб. пособие. Воронеж, 1999.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
Подзорова Е. Л. Исследование особенностей
эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении
познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. №5.
Сулейманова Н.И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших
школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной
деятельности //Известия Самарского научного центра Российской академии наук.
2010. Т.12. №5.