Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Границы субъективного антитабачного профилактического пространства подростков старшей возрастной группы

Аршинова В.В. кандидат психологических наук, varsheenova@yandex.ru, лаборатория «Медико-психологическая реабилитация» Московского Городского Психолого-Педагогического Университета, Москва, Россия, arsheenova@inbox.ru
Барцалкина В.В. кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией медико-психологической реабилитации, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, bartsalkina50@mail.ru
Дмитриева Н.Г. научный сотрудник лаборатории «Медико-психологическая реабилитация», Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, Dmitrieva51@rambler.ru
Флорова Н.Б. кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Медико-психологической реабилитации», Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ninaflorova@yandex.ru
Борисов Е.П. методист, Центр ЦПМСС «Юго-Запад», Москва, Россия, major22222@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье описано исследование, целью которого было изучение субъективных представлений подростка о базовых ценностях здоровья, формирующихся в условиях, свободных от табакокурения. В выборке подростков старшей возрастной группы, обучающихся в общеобразовательной школе, выявлены параметры субъективного профилактического антитабачного пространства. В процессе изучения применялся метод анкетирования по опроснику с ответами, построенными по принципу шкалирования. В основу шкал был положен фактор личного и социального восприятия проблемы табакокурения в образовательной среде и семье. В результате исследования было установлено, что границы субъективного антитабачного профилактического пространства подростков старшей возрастной группы могут быть выражены в показателях первичной, вторичной и третичной профилактической работы, которая проводится или будет проводиться в дальнейшем. Выявленные закономерности взаимных связей показателей шкал позволяют предложить алгоритм организации системной профилактической работы в школах среди подростков.

Ключевые слова: подросток, табакокурение, опыт курения, образовательная среда, профилактическое пространство, шкалирование, виды профилактической работы, семья, алгоритм системной профилактической работы.

Рубрика: Юридическая психология

фрагмент статьи

Табакокурение является сегодня одним из наиболее распространенных видов зависимого поведения молодежи. Многочисленными медицинскими исследованиями в России и за рубежом доказано, что курение наносит вред практически всем системам организма и является заболеванием, от которого нелегко избавиться даже с помощью специалиста. Специалисты, исследующие медико-биологический аспект  табакокурения, рассматривают его как разновидность химической зависимости, известной под термином «никотинизм». Табак как одно из психоактивных веществ через шесть-двенадцать месяцев периодического употребления вызывает психологическую и в дальнейшем физиологическую зависимость. По мнению В.В.Аршиновой, И.В.Филипповой [2; 4],  никотинизм тесно связан с социокультурными факторами развития человека, не только влияющими на самого курильщика и его семью, но и представляющими собой предикторы появления других зависимостей в будущих поколениях.


Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Аршинова В.В. Комплексный подход к решению проблем профилактики химической зависимости// Профилактика табакокурения в молодежной среде /  Под ред.  О.Н.Усановой. М., 2009.
  2. Аршинова В.В. Особенности формирования антинаркотической  установки у подростков в условиях общеобразовательных школ // Мир образования – в мире образования. 2007.  № 2.
  3. Борисов Е.П. Опыт мониторинга профилактики  табакокурения в сфере образования // Профилактика табакокурения в молодежной среде / Под ред. О.Н.Усановой. М.,2009.
  4. Филиппова И.В. Управленческая модель организационной деятельности общеобразовательного учреждения по профилактике химической зависимости (Методические материалы.). Курган, 2002.
  5. Флорова Н.Б., Аршинова В.В. Пространство профилактики зависимого поведения детей, подростков и молодежи// Реферативный сборник материалов по информационным ресурсам библиотеки МГППУ (на правах рукописи). М.,  2009. 
  6. Флорова Н.Б., Аршинова В.В. Профилактика табакокурения в сфере образования: зарубежный опыт исследования проблемы // Профилактика табакокурения в молодежной среде / Под ред.  О.Н.Усановой. М., 2009.
  7. August G. J., Gewirtz A., Realmuto G. M. Moving the Field of Prevention from Science to Service: Integrating Evidence-based Preventive Interventions into Community Practice through Adapted and Adaptive Models // Applied and Preventive Psychology. 2009.  doi:10.1016/j.appsy.2008.11.001 (дата обращения: 28.09.09 г.)
  8. Be’langer M., O’Loughlin J., Okoli Ch.T.S., McGrath J.J., Setia M., Guyon L., Gervais A.. Nicotine Dependence Symptoms among Young Never-smokers Exposed to Secondhand Tobacco Smoke // Addictive Behaviors. 2008.  Vol.33. Iss. 12.
  9. Kleinjan M., Engels R.C.M.E, Leeuwe J. van, Brug J., Freeman D., Brucks M., Wallendorf M., Boland W.  Youths' Understandings of Cigarette Advertisements // Addictive Behaviors. 2009. Vol. 34.  Iss. 1. doi:10.1016/j.addbeh.2008.08.007 (дата обращения: 25.02.09 г.)
  10. Zundert R.M.P van., Eijnden R.J.J.M. van den. Mechanisms of Adolescent Smoking Cessation: Roles of Readiness to Quit, Nicotine Dependence, and Smoking of Parents and Peers // Drug and Alcohol Dependence . 2009. Vol. 99.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика