Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования

Чепракова Е.А. аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, cheprelena@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты трехлетнего лонгитюдного исследования (с V по VII классы) уровня проявления основных видов агрессии и враждебности и уровня самооценки у подростков. В исследовании участвовали 56 подростков общеобразовательной московской школы, которые были объединены в экспериментальную группу. Результаты подростков данной группы сравнивались с результатами подростков контрольной группы, в которую вошли 26 учащихся из другой общеобразовательной московской школы. Подростки из экспериментальной группы были разделены на три группы: более агрессивные, средне агрессивные и менее агрессивные подростки (по показателям индекса агрессивности, полученного с помощью методики Басса–Дарки, и с учетом мнения учителей, работающих с данными подростками, полученного в результате их анкетирования). С подростками из экспериментальной группы на третьем году эксперимента проводилась тренинговая работа (25 занятий), направленная на умение распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах.

Ключевые слова: агрессия, более, средне и менее агрессивные подростки, физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, обида, индекс агрессивности, индекс враждебности, устойчивость видов агрессии у подростков, самооценка, тренинговая работа.

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  3. Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1930.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
  6. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии: Сб. науч. трудов. М., 1979.
  7. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №2.
  8. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
  9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
  10. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования. Ростов н/Д, 1997.
  11. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста. М., 1998.
  12. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5–7-летнего возраста. М., 1994.
  13. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.
  14. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
  15. Лоренц К. Агрессия. СПб., 1994.
  16. Мухина В.С. Психология. М., 1985.
  17. Прихожан А.М., Толстых А.В. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  18. Реан А. Подростковая агрессия. М., 1997.
  19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
  20. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1996.
  21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.
  22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика диагностического исследования. М., 1999.
  23. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  24. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  25. Bandura A. Adolescent Aggression. N. J., 1973.
  26. Bass A.H. The Psychology of Aggression. N.Y., 1961.
  27. Bender K., Dunkel L., Eck L.,  Hesper B., Wieland M. Das konzept «Magik circle». Münster, 2006.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика