Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей

Черемошкина Л.В. доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информационных технологий, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, LVCH2007@yandex.ru
Осинина Т.Н. аспирантка кафедры возрастной и педагогической психологии психолого-педагогического факультета, Московский государственный областной гуманитарный институт, Москва, Россия, tatyanaosinina@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Цель представленного в статье исследования – изучение закономерностей воспро-изведения учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей. Предметом исследования были эффективность и качественное своеобразие воспроизведения учебного материала школьниками13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Исследование проводилось на базе VI классов об-щеобразовательных школ города Орехово-Зуево Московской области. Объем выборки – 32 человека (16 девочек, 16 мальчиков). Изучение мнемических способностей школьников осуществлялось с использованием методики диагностики мнемических способностей, в основу которой положен метод развертывания мнемической деятельности В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной. Для исследования эффективности и качественного своеобразия воспроизведения учебного материала использовалась разработанная процедура, стимульный материал которой представляет собой фрагмент текста из учебника по био-логии для VI классов общеобразовательных учреждений. В основе данного этапа исследо-вания лежит прием выделения смысловых единиц, под которыми понимаются слова и словосочетания с наибольшей смысловой нагрузкой. Показано, что эффективность и ка-чественное своеобразие как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения учебного текста обусловлены продуктивностью функциональных механизмов мнемиче-ских способностей (на уровне проявляющейся тенденции), уровнем реализации операци-онных механизмов (0,40 на уровне значимости 0,05) и наличием регулирующих механиз-мов (0,37; 0,39; 0,41 на уровне значимости 0,05). Чем выше эффективность мнемических способностей и уровень реализации их операционных механизмов, тем выше успешность воспроизведения учебного материала. Наличие в структуре мнемических способностей регулирующих механизмов повышает эффективность как непосредственного, так и от-сроченного воспроизведения учебного материала. Чем выше уровень развития мнемиче-ских способностей, тем выше процент привнесений при отсроченном воспроизведении спустя неделю после запоминания (0,36 на уровне значимости 0,03). Наличие регули-рующих механизмов мнемических способностей приводит к увеличению количества привнесений, допущенных при воспроизведении спустя неделю (на уровне проявляющейся тенденции).

Ключевые слова: мнемические способности, функциональные механизмы, операционные механизмы, регулирующие механизмы, запоминание, воспроизведение.

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Арнольд В.И. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Л., 1981.

  2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. М., 1979.                                                                                                                                                                  

  3. Большунов Я.В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. 1978.  № 3.

  4. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. Харьков, 2007.

  5. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.

  6. Заика В.И. Очерки по теории художественной речи. В. Новгород, 2006.

  7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

  8. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифферен­циация обучения. М., 1995.

  9. Ким Л.Г. Субъектность текста как фактор вариативности его интерпретации // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4 (66).

  10. Липкина А.И. Воспроизведение и забывание конкретно-образного и отвлеченного учебного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.

  11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

  12. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.

  13. Миллер Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.

  14. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

  15. Новый словарь иностранных слов: 2500 слов и словосочетаний / Е.Н.Захаренко и др. М., 2003.

  16. Осинина Т.Н. Способы реконструкции оригинала при воспроизведении // Альманах современной науки и образования. 2009. № 10: В 2-х ч. Ч. 2.

  17. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений: 8-е изд., стереотип. М., 2005.

  18. Радзиховская В.К. Принципы обеспечения концептуальной целостности учебного курса по психолингвистике // Человек. Язык. Искусство: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2001.

  19. Размыслов П.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании эмоционально-образного и абстрактного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.    

  20. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

  21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

  22. Тихомиров О.К. Философские проблемы «искусственного интеллекта» // Вопросы философии. 1975. №1.

  23. Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядно­го и словесного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.

  24. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф.Губский и др. М., 2009.

  25. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4.

  26. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М., 2009.

  27. Черемошкина Л.В. Способности в структуре интеллекта // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М. А. Холодной, Д.В. Ушакова, Т.В. Галкина. М., 2010.  

  28. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М., 1990.

  29. Bartlett F.Ch. Remembering: a Study in Experimental and Social Psychology. N.Y., 1932.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика