Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков

Славутская Е.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия, las_co@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлено экспериментальное исследование взаимосвязи личностных психологических особенностей и дезадаптации школьников 9–12 лет. Это переходный период из начальной школы в среднее звено, вызывающий наибольшие трудности в адаптации. Для психодиагностики использовался 12-факторный опросник Р.Б. Кеттелла и «Тест незаконченных предложений» В. Михала. Результаты психодиагностики учащихся по этим двум методикам совместно обрабатывались при помощи факторного анализа. Выявлялись основные психологические факторы, влияющие на дезадаптацию мальчиков и девочек III–V классов. Обнаружено, например, что все типы дезадаптации (семейная, межличностная, школьная, внутриличностная) у мальчиков прямо связаны с самоконтролем поведения. У девочек дезадаптация дифференцирована. Таким образом, выделялись основные гендерные особенности дезадаптации младших подростков. Совокупность психологических качеств, отвечающих за дезадаптацию школьников 9–12 лет, определяется как «дезадаптационный синдром пятого класса».

Ключевые слова: дезадаптация, эмоционально-волевые свойства, динамика развития, факторный анализ, гендерные особенности, школьники 9–12 лет.

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994.  №4.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
  3. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. №4.
  4. Краковский А.В. Трудный возраст. М., 1966.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие : В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.
  7. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008.  № 12.
  8. Славутска Е. За някои психологически особености на диференцираното обучение  // България. Педагогика.  1999. № 8–9.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика