Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования

Милёхин А.В. проректор по внеучебной работе, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, milehinav@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, что является одним из приоритетных направлений работы со старшеклассниками в условиях перехода и внедрения Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (ФГОС) в систему образования РФ. Представлен развернутый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей и подростков, особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации и формирования самостоятельной зрелой личности старшеклассника с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Описывая особенности современного процесса социализации, автор указывает на ряд рисков, которые могут исказить этот процесс, сделать его менее эффективным для подрастающего человека. Опираясь на собственный практический опыт преподавания учебного предмета «Психология» в школе, автор рассматривает уроки психологии для старшеклассников в качестве условия формирования психологической грамотности учащихся и, как следствие, повышения уровня социализации старшеклассников.

Ключевые слова: социализация, ФГОС, личностный результат, старший школьный возраст, преподавание психологии, психологическая грамотность.

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. М, 1997.
  2. Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  3. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2003.
  4. Дубровина И.В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской академии образования. 2010. №3(15).
  5. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук.  Челябинск, 2000.
  6. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения. 2007. №5.
  7. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. М., 2006.
  8. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// Народное образование.  2006. №9.
  9. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений. Спб., 2007.
  10. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки проекта: Л.П.Кезина, академик РАО; А.М.Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Фельдштейн Д.И. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., Воронеж, 2005.
  12. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве- времени детства. М, 1997.
  13. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань.,1998.
  14. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. №2 (21).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика