Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Поташова И.И. педагог-психолог, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 532 г. Москвы, Москва, Россия, aip@comtv.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья содержит теоретические положения об основных функциях и направлениях работы специалистов с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти теоретические положения рассматриваются через призму проблем, которые испытывает данная категория семей. Автор показывает степень теоретической разработанности проблемы и предлагает пути ее решения путем создания методики оказания психолого-педагогической помощи данной категории семей. Рассматривая семью как важнейший ресурс развития ребенка, автор предлагает дифференцировать работу специалистов на разных стадиях жизненного цикла семьи, поскольку каждому из возрастных этапов развития ребенка свойственны свои специфического проблемы. При этом акцент делается на профессиональных умениях, необходимых для работы со всеми членами семьи, жизнь которых тесно связана с жизнью ребенка, поскольку эффективный процесс социализации ребенка невозможен без социальной адаптации семьи в целом. В статье также представлен алгоритм работы специалистов, позволяющий эффективно организовать психолого-педагогическую помощь в процессе социальной адаптации семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, социализация, социальная адаптация, социально-экологическая модель, психолого-педагогическая работа с семьями.

Рубрика: Психология семейных отношений

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Айвазян  Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
  3. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании. 2008. №4 (17).
  4. Бэндлер  Р.,  Грнндер Дж., Сатир В. Семейная терапия /Пер. с англ. Ю.С.Уокер.  М, 1999.
  5. Дмитриева Л.М. Деятельность центра психологого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому //Дефектология. 2008. №2.
  6. Дробинская А.О. Чтобы учение  было в радость (несколько советов родителям первоклассника) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №5.
  7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.,  2002.
  8. Косова С. А., Модестов А.А., Намазова Л.С.Реабилитационная активность семей как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалида // Педиатр. Фармакология. 2007.  №6.
  9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
  10. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития //Дефектология. 2001. № 1.
  11. Монахов М.В. Качество жизни семей, имеющих детей с ограниченными  возможностями // Социальные аспекты здоровья населения: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. 2009. №1(9).
  12. Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
  13. Поташова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: Метод.  пособие. М., 2008.
  14. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети: Пер с англ.: 2-е изд. М.,  2009.
  15. Ткачева В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом //Специальная психология. 2009. №1(19).
  16. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).
  17. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2016 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика