Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Динамика оценочной деятельности студентов вуза на экзамене

Баранов А.А. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальной психологии и психологии развития, Институт педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета, Ижевск, Россия, aabaranov@mail.ru
Жученко О.А. старший преподаватель кафедры философии, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск, Россия, adlog@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты изучения особенностей проявления оценочной деятельности студентов вуза на экзамене в разные годы обучения. Согласно выдвинутой гипотезе, прогностическая оценочная деятельность студентов как проявление процессов саморегуляции развивается под воздействием учебного процесса в вузе. Выборку данной части исследования составили 50 студентов (17 мужчин и 33 женщины) II—IV курсов агропромышленных специальностей Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Проведенное исследование является лонгитюдным. Уровень ситуативной психической напряженности измерялся перед началом экзамена с помощью измененной методики Дембо–Рубинштейн «Самооценка человека по его жизненным конструктам». В это же время студент по пятибалльной системе проставлял в анкете желаемую оценку, ожидаемую оценку, оценку себе, исходя из уровня знаний. Затем прогнозируемые оценки сравнивались с оценкой, реально полученной на экзамене. Экспериментально установлено, что с годами сопряженность между прогнозируемыми оценками и действительной оценкой возрастает. Иными словами, за период обучения в вузе совершенствуется саморегуляция. Это объясняется, в том числе, развитием у обучающихся рефлексивных качеств и умения понимать требования преподавателя. Развитие саморегуляции происходит также в силу накопления опыта сдачи экзаменов и смены системы мотивации в процессе получения высшего образования. Прогностическая оценочная деятельность студентов позволяет осуществить психологическую преднастройку и оптимальную реакцию на события и информацию и является проявлением процессов саморегуляции.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, экзаменационная ситуация, саморегуляция, прогнозирование, оценочная деятельность.

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.,1980.
  2. Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2001.
  3. Баранов А.А., Жученко О.А. Контрольно-оценочная деятельность: разные стороны одного процесса // Вестник ИжГТУ. 2008. № 4.
  4. Баранов А.А., Жученко О.А. Учебно-оценочная деятельность студентов на экзамене: практический аспект // Учитель 21 века: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 2 ч. Ч.1. / Под ред. Т.Ф. Вострокнутовой. Ижевск, 2010.
  5. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования: В 2 ч. Ч.2. Практические аспекты. Владивосток, 2004.
  6. Бутакова С.М. Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации: Дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2006.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Герасимов В.П., Сычев О.А. Индивидуальные особенности проявления отрицательного прогноза в зависимости от силы нервной системы // Многомерный мир человека как предмет психологического исследования: Материалы четвертой региональной школы молодых ученых. Бийск, 2002.
  9. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.
  10. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
  11. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.
  12. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека: В 2 ч. Ч. 2. // Психологические исследования: электронный научный  журнал 2009. № 6(8). URL:  http://psystudy.ru/index.php/num/2009n6-8/241-osnitsky8.html
  13. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2002.
  14. Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии. 1985. № 8.
  15. Рыжкова Н.Г. Непрерывная контрольно-оценочная деятельность как фактор повышения уровня математической подготовки студентов технического университета: Дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
  16. Соловьев В.Н. Мотивация учебной деятельности студентов и ее роль в адаптационном процессе. Ижевск, 2004.
  17. Сычев О.А. Личностная обусловленность прогнозирования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Бийск, 2009.
  18. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М., 1978.
  19. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика