Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Исследование психологических и физиологических показателей здоровья будущих психологов с разным уровнем личностной тревожности

Вовк О.Н. кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Отдел физиологии имени И.П. Павлова Научно-исследовательского института экспериментальной медицины Северо-Западного отделения РАМН, Санкт-Петербург, Россия, vovk-oksana@yandex.ru
Гончарова Н.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Санкт-Петебургский институт психологии и акмеологии, Санкт-Петербург, Россия, goncharova_n@bk.ru
Смирнова Н.В. выпускница факультета психологии кафедры психологии личности, Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, Санкт-Петербург, Россия, cat-manyl@yandex.ru
Большова Н.А. выпускница факультета психологии кафедры психологии личности, Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, Санкт-Петербург, Россия, mimi81@rambler.ru
Клименко В.М. доктор медицинских наук, профессор, руководитель, Отдел физиологии имени И.П. Павлова Научно-исследовательского института экспериментальной медицины Северо-Западного отделения РАМН, Санкт-Петербург, Россия, klim@iemcns.spb.su
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлено исследование психологических и физиологических показателей здоровья будущих психологов – 62 студентов II–IV курсов в возрасте от 20 до 45 лет (9 мужчин и 53 женщин). Применялись методы и методики, позволяющие оценить личност-ную и реактивную тревожность, речевую тревогу, уровень депрессии, эмоциональность, невротизацию и вероятность наличия невроза, субъективную самооценку, чувство вре-мени, вегетативные дисфункции, частоту сердечных сокращений и показатели дыхания (в покое и при чтении текста вслух), качество фонации и речи. Достоверные отличия по всем психологическим и ряду физиологических показателей у лиц с высокой и умеренной личностной тревожностью подтвердили целесообразность такого комплексного обследо-вания для диагностики функционального состояния испытуемых.

Ключевые слова: студенты, психологи, тревожность, стресс, невротизация, невроз, депрессия, эмоциональность, дыхание, фонация, речь, психоэмоциональное напряжение, вегета-тивные дисфункции, здоровье, адаптация, социализация.

Рубрика: Клиническая и специальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Арушанян Э.Б. Некоторые физиологические особенности и фармакология индивидуального восприятия времени //Экспериментальная и клиническая фармакология. 2000. Т.63. №2.
  2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность // Под ред. В.М. Астапова. СПб., 2001.
  3. Бреслав И.С., Ноздрачев А.Д. Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты. СПб., 2005.
  4. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М. Вейна. М., 2000.
  5. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М.,1990.
  6. Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция речевого дыхания по показателю респираторной синусовой аритмии: Дис. … канд. мед. наук. СПб., 2005.
  7. Гранстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь // Физиология дыхания / Под ред. Л.Л. Шика, И.С. Бреслава, М.Е. Маршака, М.В. Сергиевского. Л., 1973.
  8. Дмитриев Л.Б., Телеляева С.П., Таптапова И.И., Ермаков И.И. Фониатрия и фонопедия. М., 1990.
  9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
  10. Ильин Е.П. Методики изучения эмоциональных свойств личности // Эмоции и чувства (cер. Мастера психологии). СПб., 2001.
  11. Калягин В.А., Киселева М.Н. Методика психологического тестирования заикающихся : Метод. рекомендации. СПб., 1992.
  12. Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 2007.
  13. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
  14. Максимов И. Фониатрия. М., 1987.
  15. Маркарян А.Г. Оценка уровня тревожных состояний среди врачей // Ученые записки СПбМУ им. акад. И.П. Павлова. 2009.Т.XVI. №4.
  16. Молдавану И.В. Гипервентиляционный синдром и другие нарушения дыхательной системы // Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М. Вейна. М., 2000.
  17. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. СПб., 2001.
  18. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев, 1981.
  19. Норма в медицинской практике: Справочное пособие / Под ред. А.В. Литвинова. М., 1999.
  20. Орлова О.С., Василенко Ю.С., Иванченко Г.Ф. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий : Метод. рекомендации. М., 1993.
  21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.
  22. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А.А. Александрова. СПб., 2008.
  23. Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб., 2005.
  24. Суворова В.В. Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования. М., 1976.
  25. Устав ВОЗ. 1946 // Популярная медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского. М., 1979.
  26. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нью-Йорк. 22.07.1946. Электронная версия: http://www.awmix.ru
  27. Физиология дыхания / Отв. ред. И.С.Бреслав, И.Г.Исаев. СПб., 1994.
  28. Hixon T.J. Respiratory Function in Speech and Song / Harvard School of Public Health University of Wisconsin. Hine Veterans Administration Medical Center University of Arizona. A College-Hill Publication Little, Brown and Company. Boston/Toronto/San Diego, 1987.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика