Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты

Жаворонков Р.Н. кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, javoronkov@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

На основе анализа нормативно-правовых актов и научной литературы в статье рассматриваются проблемы правового регулирования инклюзивного образования в России, а также организационные модели инклюзивного образования, которые должны лечь в основу дальнейшего развития законодательства о данном виде образования. Российское законодательство не запрещает обучения инвалидов в массовых образовательных учреждениях, однако регламентация процесса инклюзивного образования осуществляется преимущественно на региональном уровне, что не обеспечивает полноценного правового регулирования рассматриваемого явления. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, но в современных российских условиях инклюзивное образование должно рассматриваться не как единственный, а как один из возможных вариантов обучения детей с отклонениями в развитии. Основным типом учебного заведения для детей с нарушениями в развитии должно стать комбинированное образовательное учреждение, которое обеспечивает в зависимости от уровня психофизического и речевого развития ребенка полезную и доступную для него степень интеграции (от полной до минимальной).

Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, инвалиды, дети с нарушениями в развитии, специальная педагогика.

Рубрика: Клиническая и специальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М., 2003.

  2. Дмитриев А.А. Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями: за и против: Учеб.-метод. пособие для студ. психолого-педагогических специальностей. Тюмень, 2006.

  3. Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.

  4. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 № 16 // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 35, 22.06.2010.

  5. Жаворонков Р.Н. Меры, которые необходимо принять государству для реализации положений Конвенции об образовании // Дефектология: Научно-методический журнал. 2009. № 5.

  6. Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 сентября 2008 г.) / Под ред. Л.Н. Давыдовой. Астрахань, 2009.

  7. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы Международной научно-практической конференции ( Москва,  20 – 22 июня 2011) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина и др. М., 2011.

  8. Кобрина Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: Дисс. … докт. пед. наук. М., 2006.

  9. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. http:// almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11/spochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna.

  10. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. … докт. пед. наук. М., 1996.

  11. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. http://www.ikprao.ru/almanah/11/st03.htm .

  12. Петрова Е.Э., Дегтярева Р.Е. Специфика организации инклюзивного обучения в общеобразовательном учреждении: Метод. пособие для директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. Новосибирск, 2009.

  13. Право инвалидов на образование. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование Вернора Муньоса // Генеральная Ассамблея ООН. A/HRC/4/29 http://daccess-ods.un.org/TMP/6229982.97214508.html .

  14. Цыденова Л.В. Управление социальной адаптацией детей-инвалидов в школьном (общем) образовании: Дис. … канд. пед. наук. Чита, 2004.

  15. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. М., 1997.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика