Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2011. № 4.
ISSN: 2074-5885 (online)

Мотивация нравственного поведения подростков: психосемантическое исследование

Шафикова Г.Р. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, shafikova@inbox.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена исследованию мотивации нравственного поведения учеников VII–VIII классов средних школ. Согласно современным представлениям психологии, касающимся нравственного поведения, различаются два основных вида мотивов этических поступков: широко понимаемые социальные и познавательные. Проведенное автором эмпирическое исследование включало в себя эксперимент с использованием метода атрибуции мотивов для построения психосемантического пространства. В нем участвовало 120 учащихся школ г. Уфы в возрасте 13–14 лет. Подробно описана разработка метода. Результаты позволили уточнить основные мотивы совершения нравственных поступков у современных старших подростков, их соотношение. Установленные в ходе исследования закономерности мотивации позволят разрабатывать комплексные программы, ориентированные на нравственное развитие подростков посредством направленного воздействия на смысло-вые структуры личности.

Ключевые слова: психосемантика, мотивация, нравственное поведение, подростковый возраст, нравственные мотивы.

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Кольберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. №3.
  2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  3. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация: закономерности и механизмы. М., 1997.
  4. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.
  5. Гусейнов А.А. Язык и совесть: Избранная социально-философская публицистика. М., 1996.
  6. Конфуций. Уроки мудрости. М. – Харьков, 2003.
  7. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М., 1996.
  8. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А.Регуш. СПб., 2003.
  9. Петренко В.Ф. Психосемантическое исследование мотивации // Вопросы психологии. 1983. №3.
  10. Рахимов А.З. Нравология: Учеб. пособие. Казань,  2006.
  11. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М., 1993.
  12. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Избранные психологические труды. М., 1996.
  13. Фризен М.А. Особенности развития смысловой сферы подростка: Дис. … канд. психол. наук. Петропавловск-Камчатский, 2005.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика