Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Роль аргументации в интеллектуальном развитии детей

Рыбка Е.В. психолог детской школы искусств им. М.А. Балакирева, Москва, Россия
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Аргументация как необходимый навык, который формируется в процессе обучения риторике, способствует интеллектуальному развитию ребенка – переходу от простого фантазирования через эгоцентрические установки к объективной позиции в решении поставленной задачи. Теоретической основой данной гипотезы явились идеи Ж. Пиаже, исследования А.Н. Перре-Клермон, Т. Зиттун, Б. Шварца и др., а также культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теоретические и экспериментальные работы Г.А. Цукерман. Исследование проводилось в московской Детской школе искусств им. М.А. Балакирева. В нем участвовали дети в возрасте 9–12 лет. Были проанализированы эгоцентрические и объективные высказывания детей на занятиях риторикой. Данные позиции соотнесены с качеством и логичностью употребления аргументов с точки зрения риторической теории аргументации. Исследование позволило выявить, каким образом в процессе дискуссии происходит децентрация, т.е. переход ребенка от эгоцентрической позиции к рассмотрению проблемы на основе объективных критериев.

Ключевые слова: риторика, аргументация, дискуссия, децентрация, эгоцентрическая позиция, объективная позиция

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. №1.
  2. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
  3. Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Собраться с мыслями: Методическое руководство по программе «Философия для детей». М., 1997.
  4. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка // Психологическая наука и образование. PSYEDU.ru. 2010. №5.
  5. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  6. Ретюнских Л.Т. Школа Сократа: Философские игры десять лет спустя. М., Воронеж, 2003.
  7. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. №1. 
  8. Телегин М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М., 2006.
  9. Философия для детей / Под ред. Н.С. Юлиной. М., 1996.
  10. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига, 2000.
  11. Muller N., Perret-Clermont A.N. Argumentation and Education: Theoretical Foundation and Practices. N. Y., 2009.
  12. Piaget J. Psychology et pedagogie. Paris,1969.
  13. Schwarz B.B., Linchevski L. The Role of Task Design and of Argumentation in Cognitive Development During Peer Interaction. The Case of  Proportional Reasoning // Learning and Instruction. 2007. №17.
  14. Zittoun T.,  Perret-Clermont A.N. Four Social Psychological Lenses for Psychology of  Learning and Development // European Journal of  Psychology of Education. 2009. №24.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика