Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Некоторые личностные особенности конфликтного поведения студентов-психологов на ранних этапах (I-III курс) обучения в вузе

Мохова С.Б. кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии Московского психолого-педагогического университета , Москва, Россия, Svm.consult@yandex.ru
Неврюев А.Н. аспирант кафедры теоретических основ, социальной психологии факультета социальной психологии Московского психолого-педагогичес-кого университета, Москва, Россия, NevrjuevAN@mgppu.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье рассмотрен один из аспектов модели профессионально важных качеств психолога – эффективные и адекватные стратегии поведения в конфликтах. Описываются выводы из оригинального исследования, в результате которого выявлено, что к III курсу такие стратеги уже постепенно выстраиваются. Приведенный в статье анализ научных работ по данной теме обосновывает необходимость изучения личностных особенностей будущих специалистов-психологов и приоритетность исследования поведения в конфликтных ситуациях. Обзор исследований по данной тематике охватывает классику научных трудов по психологии профессионального становления: исследования Е.А. Климова, давшего развернутую характеристику профессии психолога как относящейся к типу «человек–человек», Е.С. Романовой, составившей профессиограмму психолога, Э.Ф.Зеера, предложившего ввести психологическое сопровождение на каждом из этапов обучения в вузе. Статья содержит также обзор последних диссертационных работ по тематике исследования. В частности, в них показано, что по выраженности некоторых стратегий поведения у конкретного человека можно судить о его уровне конфликтности (О.В.Гудименко), а о предрасположенности личности к конфликтному поведению можно судить по гендерному признаку (А.Б. Карпов). В собственном исследовании нам удалось выявить, что существуют две основные причины, обусловливающие профессиональное становление, и описать изменения выбора поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях в зависимости от социально-психологических и социально-возрастных особенностей профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональное становление; стратегии поведения; студенты-психологи; личностные особенности; конфликтная ситуация; конфликтность личности

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Агарков Ю.А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: Дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2005.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2004.
  3. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. 2007. №2.
  4. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2002.
  5. Гаврилова И.К. Особенности коммуникативной сферы студентов-психологов и ее развитие в процессе обучения. Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2004.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2007.
  7. Гудименко О.В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки: Дис. … канд. психол. наук. Казань, 2007.
  8. Еремеев Б.А. Психология и общество: ожидания и действительность // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции /Отв. ред. Н.С.Ломоносова: В 2 ч. Ч. 1. СПб., 2008.
  9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2001.
  10. Карпов А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: Дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
  11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
  12. Колесникова Л.Д. Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе: Дис. … канд. психол. наук. Воронеж, 2007.
  13. Логинова Г.П., Пономарева В.В. Роль эмпирического и теоретического мышления в процессе обучения практических психологов // Психологическая наука и образование. 2009. №1.
  14. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2003.
  15. Уварова М.Ю. Структура и оптимизация профессионального самоопределения студентов-психологов: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2007.
  16. Шустрова А. Опасность психологии. М., 1998.
  17. Thomas K. W., Killmann R. H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument. XICOM, 1990.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика