Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Медико-психолого-социальная помощь детям с обратимыми формами нарушенного психического развития

Шалимов В.Ф. доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии детей и подростков, старший научный сотрудник ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздравсоцразвития, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, drsanta@mail.ru
Новикова Г.Р. доцент , кафедра клинической психологии детей и подростков факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, gr_novikova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье описана развиваемая авторами модель медико-психолого-социальной помощи детям старшего дошкольного – младшего школьного возраста с обратимыми формами нарушенного психического развития, обучающимся в системе образовательных учреждений компенсирующего вида. Вводится термин «пограничные психические расстройства дизонтогенетического круга», подчеркивающий потенциально высокие возможности компенсации и редукции имеющихся отклонений в развитии ребенка при медико-психолого-социальной коррекции и реабилитации. Предлагаемая модель реализует социально-психиатрическое направление в оказании комплексной помощи детям с проблемами развития и поведения. В работе сделан акцент на двух направлениях медико-психолого-социального сопровождения детей: на многоосевой диагностике дифференцированных форм пограничных психических расстройств дизонтогенетического регистра в соответствии с предложенной авторами систематикой и на полипрофессиональной коррекционно-реабилитационной работе в зависимости от типа пограничного психического расстройства, организованной по модульному принципу с междисциплинарным и межведомственным взаимодействием специалистов.

Ключевые слова: социально-психиатрический подход, модель медико-психолого-социальной помощи детям с проблемами развития и поведения, пограничные психические расстройства дизонтогенетического круга, многоосевая диагностика, модульный принцип дифференцированных коррекционно-реабилитационных программ.

Рубрика: Клиническая и специальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М, 2000.
  2. Вострокнутов Н.В. Биопсихосоциальная модель формирования психических расстройств у детей с пограничными психическими расстройствами // Материалы конференции по вопросам клинической общей, детской и судебной психиатрии «Медико-социальные приоритеты сохранения психического здоровья населения России». Петрозаводск, 2009.
  3. Лубовский В.И., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. 2011. № 5.
  4. Макушкин Е.В. Принципы модернизации в детской психиатрии // Четвертый национальный конгресс по социальной психиатрии «Модернизация психологической службы – необходимое условие улучшения общественного психического здоровья». М., 2011.
  5. Макушкин Е.В., Голдобина О.А., Шалимов В.Ф. Система динамического мониторинга психического здоровья детей с нарушенным психофизическим развитием // Организация психиатрической помощи с использованием современных методов управления, планирования и финансирования / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2008.
  6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1999.
  7. Новикова Г.Р. Нейропсихологическое обследование как элемент комплексной структурной схемы сопровождения детей с проблемами развития в процессе обучения в начальных классах общеобразовательной школы // Социальная психиатрия / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 2004.
  8. Семке В.Я., Положий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1990.
  9. Шалимов В.Ф., Вострокнутов Н.В., Новикова Г.Р. Медико-социальное сопровождение детей с пограничными психическими расстройствами в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  10. Шалимов В.Ф., Вострокнутов Н.В., Новикова Г.Р., Самохина Е.Ф. Система консультативно-реабилитационной помощи детям с пограничными психическими расстройствами в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида // Экспериментальная и инновационная деятельность как фактор развития образовательного пространства. М., 2010.
  11. Шалимов В.Ф. Школьная адаптация детей с пограничными психическими расстройствами // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2007. № 3.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика