Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Специфика конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом

Хухлаева О.В. доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский городской психолого-педагогический университет , Москва, Россия, ovc54@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Цель статьи – рассмотреть специфику протекания конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом. Опираясь на концепцию Л. Берковица, в статье показывается, что конфликты в таком классе начинаются не на основе различной культурной принадлежности, а при депривации у учащихся каких-либо значимых потребностей. Делается вывод, что при таком условии бессмысленно говорить о необходимости формирования толерантности у учащихся. Альтернативный путь – эффективно заниматься формированием эмоциональной грамотности учащихся, чтобы они умели понимать себя и справляться со своими чувствами. Однако на протекание конфликта культурная принадлежность имеет большое влияние. Можно заключить, что если в классе есть этнические меньшинства, то они с высокой степенью вероятности будут создавать ин-группу. Если участники ин-группы принадлежат к более коллективистской культуре, чем аут-группа, то группа станет для них неотъемлемой частью личности. Вероятность межгрупповых конфликтов в такой ситуации повышена.

Ключевые слова: классы со смешанным этнокультурным составом, агрессия, конфликт, депривация потребностей, аут-группа, ин-группа.

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. Спб,2007.
  2. Берри Д.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология.  Харьков , 2007.
  3. Гришина Н.В.Психология конфликта. Спб.,2003.
  4. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. М.,2004.
  5. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
  6. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М.,2005.
  7. Стефаненко. Т.Г. Этнопсихология.  М.,2009.
  8. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.,2007.
  9. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе. М.,2011.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика