Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков

Маркова С.В. аспирант, педагог-психолог, факультет клинической и специальной психологии, кафедры нейро и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета, средняя общеобразовательная школа №2 , Москва, Россия, clairmarkova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье излагаются результаты исследования гендерных различий агрессивного поведения подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, в школе для подростков с девиантным поведением и в кадетском корпусе. В исследовании приняли участие подростки обоих полов в возрасте 15–17 лет. Несмотря на то, что по отдельным шкалам выявлены статистически значимые различия, результаты исследования показали, в целом, невыраженные гендерные различия в проявлениях агрессии среди подростков экспериментальных групп. Отмечаются статистически значимые различия в показателях уровня выраженности физической агрессии, где мальчики всех возрастных групп, без учета фактора образовательного учреждения, показали более высокие баллы. В уровне выраженности враждебности картина иная: девушки показали более высокие баллы. Гендерных различий не отмечено при сравнении показателей выраженности гнева у подростков данных групп. При сравнении результатов различных возрастных групп более высокие показатели физической агрессии выявлены у подростков в возрасте 15 лет. Получены данные о минимальном уровне выраженности физической агрессии у подростков, обучающихся в обычной общеобразовательной школе, по сравнению с обучающимися в других общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: подростки, агрессия, гендерные различия, физическая агрессия, вербальная агрессия, агрессивное поведение, девиантное поведение, враждебность, Басс–Перри, исследование агрессивного поведения

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведние у подростков. М., 1997.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2007.
  3. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2011. №1.
  4. Зоуир А. Али Рашид. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. дис. …  канд. психол. наук. СПб., 1999.
  5. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996.
  6. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М., 2005.
  7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М.,1985.
  8. Реан А.А. Психология подростка. М., 2004.
  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. М., 2003.
  10. Achenbach T.M; Howell C.T; McConaughy S.H; Stanger C. Six-year Predictors of  Problems in a National Sample of Children and Youth: I. Cross-informant syndromes // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1995. №34(3):336.
  11. Bandura A.,  Walters Richard H. Adolescent Aggression; a Study of the Influence of Child-training Practices and Family Interrelationships. N. Y., 1959.
  12. Bjorkqvist  K. Sex Differences in Physical, Verbal, and Indirect Aggression: A Review of Recent Research // Sex Roles. 1994. №30.
  13. Bjorkqvist  K., Osterman K., Kaukiainen A. The Development of Direct and Indirect Aggressive Strategies in Males and Females// K. Bjorkqvist, P.Niemela (Eds.). Of Mice and Women: Aspects of Female Aggression. San Diego, CA, 1992.
  14. Buss A.H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. №63 (3).
  15. Crick N.R., Bigbee  M.A. Relational and Overt Forms of Peer Victimization: A Multiinformant Approach// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1998. №66.
  16. Crick N.R., Grotpeter J.K. Children's Treatment by Peers: Victims of Relational and Overt Aggression // Development and Psychopathology. 1996. №8.
  17. Farrington  D.P. Antisocial Personality from Childhood to Adulthood// The Psychologist: Bulletin of the British Psychological Society. 1991. №4.
  18. Henry B., Moffitt T.E., Robins L.N., Earls F., Silva P.A. Early Family Predictors of Child and Adolescent  Antisocial Behavior: Who Are the Mothers of  Delinquents? //Criminal Behavior and Mental Health. 1993. №3.
  19. Resiliency Perspective // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1999. №40.
  20. Hinshaw S.P.,  Anderson  C.A. Conduct and Oppositional Defiant Disorders// E. Mash, R. Barkley (Eds.). Child Psychopathology. N. Y., 1996.
  21. Hudziak J., Rudiger L., Neale M., Heath A., Todd R. A Twin Study of Inattentive, Aggressive, and Anxious/Depressed Behaviors// Journal of the Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2000. №39.
  22. Kazdin Alan E. Behavior Modification in Applied Settings 5th Edition. Pacific Grove, Calif.., 1994.
  23. Kingston L, Prior M. The Development of Patterns of Stable, Transient, School-age Onset Aggressive Behavior in Young Children// Journal of the Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1995. №34.
  24. MacDonald V.M., Achenbach T.M. Attention Problems Versus Conduct Problems as Six-year Predictors of Signs of Disturbance in a National Sample// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry.1999. №38.

Moffitt T.E. Adolescent-limited and Life-course-persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy// Psychological Review. 1993. № 100.

Patterson G.R. Some Alternatives to Seven Myths about Treating Families of Antisocial Children// C. Henricson (Ed.). Crime and the Family: Conference Report: Proceedings of  an International Conference, Occasional Paper. L., UK, 1994.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика