Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 1.
ISSN: 2074-5885 (online)

Нейропсихологическая оценка клинических форм задержки психического развития: ретардированный и депривационный типы

Новикова Г.Р. доцент , кафедра клинической психологии детей и подростков факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, gr_novikova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Предлагается новый подход к анализу состава сложной популяции детей с ЗПР, который позволяет соотнести психолого-педагогическую и клиническую терминологию в пределах обратимых форм отклонений возрастного психического развития. Он включает в себя многоосевую оценку клинической картины психических расстройств, системный нейропсихологический анализ состояния ВПФ (дифференцированная оценка степени сформированности ВПФ и оценка внутригрупповых особенностей состояния каждой функции) и сравнительный анализ профилей сформированности ВПФ при разных клинических формах ЗПР. Выделены нейропсихологические особенности системного строения ВПФ двух клинических форм ЗПР – ретардированной и депривационной. Показано сходство их психологической структуры, которое подтверждает закономерность выделения ЗПР как самостоятельного типа дизонтогенеза.

Ключевые слова: многоосевой анализ психических расстройств в детском возрасте, пограничные психические расстройства дизонтогенетического круга, ЗПР, системная нейропсихологическая оценка ВПФ

Рубрика: Клиническая и специальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М, 2000.

Гиндикин В.Я. Очерки истории пограничной советской психиатрии. М., 2007.

Глоба Н.В. Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.

Гурьева В.А., Макушкин Е.В. Введение в подростковую судебную психиатрию // Медицинская и судебная психология: Учеб. пособие / Под. ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М., 2004.

Захарова А.В. Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Специальная психология. 2008. № 1(15).

Лубовский В.И. Почему необходим новый подход к дифференциальной психодиагностике? // Специальная психология. 2009. № 3(21).

Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития: нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. №2.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития (Клинико-нейропсихологическая диагностика). М., 1993.

Меликян З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с задержкой психического развития: Дис. …канд. психол. наук. М., 2002.

Многоосевая классификация психических расстройств в детском возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М., СПб., 2003.

Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5 – 6 лет с задержкой психического развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1995. №3. 

Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержки психического развития: нейропсихологический анализ: Дис. …д-ра психол. наук. М., 2003.

Шалимов В.Ф. Медико-социальная помощь детям младшего школьного возраста с пограничными психическими расстройствами: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 2007.

Шалимов В.Ф., Вострокнутов Н.В., Новикова Г.Р. Медико-социальное сопровождение детей с пограничными психическими расстройствами в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика