Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи

Панасюк А.С. преподаватель, МГППУ, факультет социальной психологии, кафедра теоретических основ социальной психологии, pananna@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования социальной перцепции искусства. Целью работы было изучение социально-психологических особенностей восприятия студентами предметов живописи. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о наличии специфической связи между социальной перцепцией портретной живописи и личностными характеристиками оценивающих произведение студентов. В работе использовались: методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности, диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд), оригинальная авторская анкета для выявления особенностей восприятия живописи. Участниками исследования стали 163 студента-второкурсника психологического и художественного факультетов московских вузов (35 юношей и 128 девушек). На статистически значимом уровне (р ≤ 0,05) доказано, что восприятие портретной живописи не только обусловлено особенностями ценностных ориентаций и социально-психологической адаптированности студентов, но и определяется связью профессиональной направленности реципиентов и их социальной установкой по отношению к автору произведений искусства.

Ключевые слова: социальная психология искусства, социальная перцепция, восприятие портретной живописи, ценностные ориентации, социально-психологическая адаптация

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Адаскина А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых:  Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
  2. Антипова Н.Е. структура и особенности художественного сознания студентов: Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  3. Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX века): Дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  5. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений.  М., 2008.
  6. Гуружапов В.А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1995.
  7. Гуружапов В.А. Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование. 2001. №3.
  8. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики): Дис. … д-ра психол. наук. М., 2002.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  10. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999.
  11. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1998.
  12. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности  // Вопросы психологии. 1990. №5.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  14. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л., 1988.
  15. Стародынова С.М. Восприятие портретной живописи как средство формирования представлений о человеке: Дис. … канд. психол. наук. Минск, 2000.
  16. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., Воронеж, 1998.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика