Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 2.
ISSN: 2074-5885 (online)

Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи

Маланцева О.Д. аспирант кафедры юридической психологии, заместитель начальника отдела психолого-лингвистических экспертиз, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет юридической психологии, ГУП Центр информационно-аналитических технологий, Москва, Россия, knurik@yandex.ru
Дозорцева Е.Г. доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой юридической психологии МГППУ, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Москва, Россия, edozortseva@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Проявления экстремизма и ксенофобии среди молодежи на территории России не редки. В статье рассматриваются возможные причины и взаимосвязи ксенофобии и молодежного экстремизма. Выделяются три группы причин, которые могут влиять на возникновение ксенофобии и экстремизма: социально-экономические, групповые и личностные. Обсуждаются результаты исследования Клауса Валя и его коллег, позволяющие наметить возможные пути возникновения и развития ксенофобии, агрессивного и девиантного поведения среди молодежи. По мнению исследователей, истоки развития ксенофобии и связанного с ней агрессивного и враждебного поведения могут быть обнаружены в особенностях поведения подростка в ситуации встречи с незнакомцем. К. Валь рассмотрел четыре различных пути развития мизантропии, враждебности по отношению к «чужим»: агрессивное поведение, ксенофобия, девиантное поведение, приверженность к крайне правой экстремистской идеологии. Описываются основные формы поведения подростков по отношению к незнакомцу как чужой национальности, так и своей, а также психологические факторы, которые могут оказывать влияние на возникновение ксенофобии и определять содержание мер ее профилактики.

Ключевые слова: ксенофобия, молодежный экстремизм, отношение к «чужим», девиантное поведение, враждебность, агрессивное поведение, индивидуально-психологические особенности

Рубрика: Юридическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.
  2. Михайлова М.П. О проблемах проявления экстремизма и ксенофобии // Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде: Сб. науч. тезисов.  М., 2009.
  3. Wahl K. Development of xenophobia and aggression // International Journal and Applied Criminal Justice. 2002. Vol.26. № 2.
  4. Wahl K., Tramitz K. Xenophobia: The Deep Roots of  Extreme Emotions. Deutsches Jugendinstitut, English version. München, 2003.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика