Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2012. № 3.
ISSN: 2074-5885 (online)

Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта

Хлевная Е.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации промышленного производства, инженерно-экономический факультет РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, elankha@yandex.ru
Штроо В.А. кандидат психологических наук, профессор, заведующий научно-учебной лабораториней "Психология бизнеса", Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", факультет психологии. кафедра организационной психологии, Москва, Россия, vstroh@hse.ru
Киселева Т.С. генеральный директор , ООО «Международный центр «Консалтинг. Тренинг. Коучинг», , Москва, Россия, kiseleva@mc-ktk.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье обсуждается проблема развития эмоционального интеллекта и ее разрешение в ходе эмпирического исследования на основе экспериментального дизайна. Концептуаль-ная основа проведенного исследования – теоретическая модель структуры эмоциональ-ного интеллекта Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо. Гипотезой исследования выступило предположение о возможности развития эмоционального интеллекта в ходе целенаправ-ленного обучающего воздействия в форме социально-психологического тренинга на базе специально разработанной программы. Выборку составили две группы – эксперимен-тальная (участники которой проходили обучение в течение полугода) и контрольная – по 68 человек в каждой. В каждой группе при помощи теста MSCEIT V2.0, апробированного на российской выборке, производилось по три параллельных замера – перед началом обучения, сразу после тренинга и 6 месяцев спустя. Результаты показали существенное различие между группами на втором и третьем замерах по общему уровню эмоциональ-ного интеллекта, а также по трем из четырех его компонентов (ветвей) – «идентификация эмоций», «использование эмоций в решении проблем» и «сознательное управление эмоциями» – в пользу экспериментальной группы. Более того, эффект прироста показа-телей по различным аспектам эмоционального интеллекта в экспериментальной группе имел устойчивый характер и сохранился спустя 6 месяцев после завершения обучения примерно на том же уровне. В целом результаты оказались сопоставимыми как с отече-ственными, так и зарубежными исследованиями, проведенными в данной области в те-чение последних 10 лет.

Ключевые слова: эксперимент, интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, когнитивные способности, тест MSCEIT V2.0

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М. – Воронеж, 1999.
  2. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.  М., 1980.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
  5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
  6. Асмаковец Е.С. Психотехники развития эмоциональной гибкости // Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004.
  7. Богомолова Н.Н. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1980.
  8. Бодалев А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
  9. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.
  10.  Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М., 1996.
  11.  Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  12.  Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  13.  Гоулман  Д.   Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2008.
  14.  Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008. № 2.
  15.  Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  16.  Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
  17.  Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1.
  18.  Карпов А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. № 4.
  19.  Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  20.  Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  21.  Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004.
  22.  Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков, 2004.
  23.  Мерлин В.С.  Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  24.  Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов. М., 2004.
  25.  Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров: Дис. … канд. пед. наук М., 2009.
  26.  Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопросы психологии.  2010.  №2.
  27.  Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.
  28.  Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб., 1999.
  29.  Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4.
  30.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  31.  Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2009. № 6(8).  Электронная версия: http://www.psystudy.ru
  32.  Сергиенко Е.А., Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1.
  33.  Сидоренко  Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2006.
  34.  Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2007.
  35.  Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: Дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2010.
  36.  Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 2002.
  37.  Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003.
  38.  Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.
  39.  Шадриков В.Д. Проблема системогенеза деятельности. М., 1982.
  40.  Hawley W., Vallis L. The essentials of effective professional development// L. Darling-Hammond et al. (eds.). Teaching as the Learning Profession. San Francisco, 1999.
  41.  Latham G.P. Application of social-learning theory to training supervisors through behavioral modeling // Journal of Applied Psychology. 1979. № 3(64).
  42.  Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.). N.Y., 2000.
  43.  Nelis D., Quoidbach J., Mikolajczak M., Hansenne M. Increasing emotional intelligence: (How) is it possible? // Personality and Individual Differences. Belgian National Fund for Scienti. Research (FNRS). Belgium, 2009.
  44.  Saarni С. Emotional Competence and self-regulation in childhood// P. Salovey & D.J. Sluyter (Eds.). Emotional Development and Emotional Intelligence. N.Y., 1997.
  45.  Sala F. Do Programs Designed to Increase Emotional Intelligence at Work? http://www.ei.haygroup.com

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика